Posted 26 августа 2021, 15:55

Published 26 августа 2021, 15:55

Modified 7 марта, 13:23

Updated 7 марта, 13:23

Освоение Арктики может стать "проектом века" не только для России, но и ее партнеров

26 августа 2021, 15:55
Сюжет
Газ
Несмотря на санкции США, крупнейшие мировые корпорации по добыче полезных ископаемых продолжают инвестировать в российские нефтегазовые проекты. Они явно не хотят отставать от Китая и Индии в освоении гигантских месторождений в Арктике.

Сергей Крон

В своем выступлении перед участниками проходившего в Рейкьявике Арктического совета Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что Россия занимается милитаризацией региона и выдвигает «незаконные морские претензии». В частности, регулирование движения иностранных военных кораблей по Северному морскому пути, по его мнению, несовместимо с нормами международного права.

Ранее американский телеканал CNN утверждал, что Россия наращивает беспрецедентное военное присутствие в Арктике и испытывает там новейшее вооружение. CNN опубликовал спутниковые снимки, из которых якобы следует, что Россия укрепляет аэродромы и военные базы на арктическом побережье, а также стягивает в регион военную технику и истребители. «Ничем другим они там не занимаются», - уверен Блинкен.

Нет никаких сомнений в том, что в арктической стратегии России одним из важнейших аспектов является военный компонент. С другой стороны, напоминает американское издание Defense News, на долю России приходится примерно 24 тысячи километров арктической береговой линии. В течение многих десятилетий этим диким местам уделялось крайне мало внимания, не говоря уже об их обороне. Кремль вряд ли можно «обвинять в агрессии», поскольку его скромные развертывания происходили исключительно на собственных территориях. Более того, можно сказать, что эти развертывания необходимы для обеспечения безопасности кораблей, идущих по Северному морскому пути, и для реагирования на те или иные экологические чрезвычайные ситуации. И мало кто станет утверждать, что те несколько сотен солдат, спящих на военной базе «Арктический трилистник» и наблюдающих за моржами на острове Земля Александры представляют собой угрозу для кого бы то ни было.

Американские стратеги также не могут утверждать, что корабли, идущие по Северному морскому пути вдоль арктического побережья Российской Федерации и выполняющие требования российского закона, который обязывает их заранее сообщать об их навигационных планах, каким-то образом угрожают мировому торговому порядку.

Владимир Батюк, политолог, главный научный сотрудник Института США и Канады РАН в интервью «НИ» заявил, что в последние годы Россия действительно укрепила свой военный потенциал в Арктике. В 2014 году Кремль создал Арктическое командование. Россия открыла в этом регионе несколько новых и модернизировала свои старые базы. Последнее время на них даже стали летать бомбардировщики. В 2019 году в Санкт-Петербурге на воду был спущен новый «боевой ледокол». Конечно, это не всем на Западе нравится. Свидетельством тому стали всякие заявления и предупреждения в адрес Кремля различных политических деятелей на Арктическом совете в Рейкьявике. Американцам очень сложно конкурировать с Россией на Севере. У России там кроме мощного военного кулака довольно значительное технологическое превосходство, – скажем, наличие мощного ледокольного флота. У США, как известно, есть один исправный дизельный ледокол. Сделать они ничего не могут. Хотя могли бы присоединиться к общим усилиям по освоению «ледового континента». Места всем хватит, - считает эксперт.

Саймон Уоткинc, аналитик американского портала OilPrice считает, что Россия не до войны в Арктике, она готова в очередной раз удивить мир добычей «огромных запасов» нефти и газа на «холодном континенте». По его мнению, Москва рассматривает освоение углеводородов в Арктике так же, как США 20 лет назад рассматривали свой нефтегазовый сланцевый сектор, понимая революционную возможность изменить баланс сил на мировых рынках в свою пользу.

При этом краеугольным камнем арктических амбиций Владимира Путина американцы считают проект «Восток Ойл», которым активно занимается «Роснефть». По задумке специалистов компании, проект должен объединить разведку и разработку ряда огромных нефтяных и газовых месторождений. В настоящий момент «Роснефть» ведет переговоры с группами крупных инвесторов об участии в этом проекте, и от того, чьим вниманием ей удастся заручиться, будет зависеть геополитический баланс сил в нефтегазовой отрасли на ближайшие годы. Кстати, среди претендентов – сотни западных компаний.

Как пояснил «НИ» источник в «Роснефти», проект «Восток Ойл» объединит крупнейшие месторождения на севере Красноярского края, в том числе сверхгигантские нефтегазовые месторождения Ванкорского кластера (Ванкорское, Сузунское, Лодочное, Тагульское, Ичемминское) и Паяхское месторождение нефти, а также Западно-Иркинский участок. В OilPrice предварительную оценку «Роснефти» добычи в 6,2 млрд. тонн (53 млрд. баррелей) назвали реалистичной.

Выяснилось также, что при выходе на полную мощность проект рассчитан на добычу до 100 млн. тонн (845 млн. баррелей) нефти в год - это более 2 млн. баррелей в день. Поскольку Россия сравнительно без усилий добывает минимум 11 млн. баррелей в сутки, дополнительные объемы по проекту «Восток Ойл» повысят среднесуточную добычу сырой нефти до 13-14 млн. баррелей. Это на уровне текущих предельных прогнозов для США на следующие пять лет и намного выше истинной добычи нефти в Саудовской Аравии, которая с 1973 по вчерашний день в среднем составила 8,162 млн. баррелей в сутки.

Все эти разработки, а также другие проекты освоения арктического сектора России на полуостровах Ямал и Гыдан на южном побережье Карского моря, находятся в непосредственной близости от Северного морского пути. Севморпуть пересекает Карское море и уже введен в эксплуатацию, но в дальнейшем Москва задумала его превратить в основной транспортный маршрут для доставки этих ресурсов на мировых нефтегазовых рынках, особенно в Китай и Индию.

Недавно генеральный директор «Роснефти» Игорь Сечин доложил президенту России Владимиру Путину об официальном начале работ по проекту «Восток-Ойл»: «В настоящее время поисковые и разведочные работы ведутся по графику», - и добавил, что проектные работы по нефтепроводу протяженностью 770 км и в порту завершены.

Сечин также пообещал Путину создать «новую нефтегазовую провинцию» на полуострове Таймыр, сообщив, что во всей своей полноте проект подразумевает инвестиции в размере 10 000 млрд. рублей (135 млрд. долларов) и насчитывает два аэропорта и 15 «промгородков».

По данным издания The National Interest, в список потенциальных инвесторов в проект «Восток Ойл» (помимо очевидных китайских кандидатов) вошли западные нефтеторговцы, международные интегрированные нефтегазовые компании, а также национальные или новые национальные нефтяные компании, в том числе фирмы из Индии. Согласно докладу, подготовленному для Кремля «Роснефтью», 10-процентную долю в проекте «Восток Ойл» уже приобрел международный трейдер – индийская компания Trafigura.

Как заметил «НИ» экономический эксперт Вячеслав Новиков, для России у этого «проекта века» уже сегодня есть огромная политическая выгода: Москва заручилась важным рынком сбыта на случай дальнейших санкций со стороны США. Кроме того, соглашение расчистило путь крупным китайским инвестициям в энергетическую и транспортную инфраструктуру России. Есть все основания считать, что нашим странам предстоит более широкое и глубокое сотрудничество, которое можно планировать на ближайшие 30 лет, - выдал свой прогноз эксперт.

Подпишитесь