Известный российский социолог, основатель ЦСП «Платформа» Алексей Фирсов анализирует на канале Незыгарь тенденции последних лет в российском кино, которое могло бы служить платформой для формирования ценностей в обществе. Недаром же еще Ленин называл кино важнейшим из искусств.
Фирсов тоже считает, что искусство кинематографа обладает одним из наиболее сильных потенциалов влияния на общественное сознание. Однако есть ли эффект от усилий российских кинокомпаний и государства по развитию социальной функции кино? – задается вопросом аналитик.
Оказывается, что опрос зрительских симпатий, проведённый ЦСП «Платформа» при поддержке Национальной медиагруппы (НМГ) показал, что в целом позитивный тренд существует: 37% считает, что качество национального кино за последние годы улучшается, и только 18%, говорят о негативном тренде. По мнению Фирсова, одной из причин прогресса отечественной киноиндустрии кроется в развитии онлайн-платформ, которые ушли в собственное производство, создав конкуренцию на рынке (об улучшении качества кино говорят 48% пользователей онлайн кинотеатров и только 38% телезрителей).
Однако при этом социологи фиксируют расхождения в ценностном запросе населения. Так, у молодёжи развит запрос на фильмы о природе и об экологии (30%), о стремлении к свободе и независимости (21%), о равноправии (14%), тогда как у зрителей старшего поколения в фаворе традиционалистские ценности: фильмы о любви к Родине, к ее истории, об уважении традиций, обычаев своего народа (58%), о важности доброты к окружающим людям и о взаимовыручке (49%).
При этом восприятие искусства в России как автономной от жизни сферы не развито: 55% россиян считают, что кино должно воспитывать и менять взгляды людей на мир.
Любопытно при этом, что фильмы с наиболее ярко выраженным социальным влиянием не являются самыми популярными (исключение в последнее время составил только фильм «Доктор Лиза»).
Эту задачу можно, по мнению аналитика, решать двояко: повышая социальный контекст в популярных блокбастерах или повышая художественный уровень фильмов с потенциально высоким социальным воздействием.
Это и есть, уверен Фирсов, наиболее сложная задача для отечественного кинематографа: научиться сочетать эстетику, сюжетные решения, которые собирают большую аудиторию, и ценностное сообщение, которое не несёт лобового характера, но при этом работает.
Именно ее в своё время блестяще решили в «Голливуде», создав образцы идеального поведения типичного американца в нетипичных обстоятельствах.
«Проблема позитивного героя в его различных ипостасях - от работника силовых структур до бизнесмена - в России пока не решена. То, что НМГ стала финансировать исследования в этом направлении говорит, по крайней мере, о том, что проблема осознается…» - заключает автор.