Блогер Вячеслав Капорин опубликовал на странице «Не нравится в СССР» воспоминание на крайне актуальную в советские времена тему: повальное пьянство:
«Знакомый работал шофером на автобазе. Там каждый день были наряды, грузы перевозили разные. Работал на грузовике ЗИЛ-130. Сегодня доски возил, завтра продукты... Каждый день что-то новое. И вот, выдался ему рейс на винзавод! Приезжают, загрузились. А там местный начальник говорит - ну, ребята (водитель с экспедитором был в паре), давайте тару, нальём вам винишка!
А тары как назло - нет!!! Вообще! Ни бутылки, ни канистры, ни ведра. Вообще ничего. Ситуация - катастрофическая. Ну как же на халяву вином не разжиться?
И тут моего приятеля осенило! Кричит экспедитору - сливаем воду из мотора! Тот сразу все понял. В те времена никаких антифризов не было, в систему охлаждения воду лили. Слили воду, и вместо нее - вино закачали. А это, между прочим, у ЗИЛа, 28 литров будет. И по приезде на базу - слили вино из системы охлаждения и закатили пир на весь коллектив. Во как люди жили - не то, что нынешнее племя!..»
Для читателей, которые не знакомы с алкогольными реалиями советских времен, следует сделать пояснение. Речь идет, конечно же, не о сухом вине, а о дешевом крепленом пойле, которое сами пьяницы называли ласково: «портвешком» (к портвейну оно никакого отношения, разве что кроме градуса, не имело), «бормотухой» или «шмурдяком»...
Эта история вызвала массовые отклики читателей. И это не удивительно: пожалуй, нет такого мужчины, жившего в Советском Союзе, который бы не наблюдал лично или не слышал от друзей нечто подобное. Тот же Капорин вспомнил еще одну историю, которая произошла в его родных Мытищах, зимой, примерно в 1978-1979 годы:
«Тогда уже начинались перебои и со спиртным: водка, та что ходовая - Столичная, Пшеничная - не каждый день в продаже была. И давали ее по 5 бутылок в руки...
Эту историю я наблюдал собственными глазами. Отстояв на морозе немалую очередь, брёл по дороге от магазина, называемым в народе "БАМ", мужичок помятой наружности. Затарен он был по полной: две бутылки в наружных карманах пальтишка, две - во внутренних. Пятую бутыль несёт в трясущихся руках.
Однако, скользко на улице - зима! Поскользнувшись, мужик с беспомощным криком – «А, ...!!!» - падает. Бутылка вылетает из рук и разбивается, а под ногами снежное месиво. И что же я вижу... Мужик, продолжая изысканно материться, ловко отбрасывает в сторону разбитую бутыль... И начинает с неимоверной быстротой пожирать грязный снег, пропитанный водкой. Сказать, что я, восьмиклассник, был шокирован - ничего не сказать...»
А вот еще несколько историй подобного толка:
- Похожая история была. Работал в молодые годы (начало 80-х) грузчиком, вагоны разгружал. Все пили тогда, но настоящим профи в этом был Витя. Однажды Витя заходит в раздевалку довольный с бутылкой водки. И тут же роняет её, и поллитра разбивается — пол плиточный, жёсткий. Эх, растяпа!! Всеобщее неодобрение. Витя тут же ложится на пол, сдвигает рукой осколки стекла в сторону — и начинает слизывать разлившуюся водку. Все офигели.
- В Запорожье на радиоприборе для пайки сверхсекретных плат, выдавали 200 граммов чистого спирта. Но, чтобы люди не употребляли его, заставляли тут же растворить в нем граммов 3–5 канифоли. Всё вроде зашибись, но один к концу смены пьяный! Думали с собой приносит, ан нет, обшмонали – чисто! На раздаче кидает в спирт канифоль, а к финалу–пьяный! Пока кто–то не проверил его канифоль... Это не застывшая смола была, это была КАРАМЕЛЬ! Тупо из сахара он мастырил леденцы, кидал в спирт и кирял на здоровье!