Posted 19 августа 2021,, 11:15

Published 19 августа 2021,, 11:15

Мухи как люди: одинокие дрозофилы больше едят и меньше спят

19 августа 2021, 11:15
Фото: Science
В журнале Nature опубликована работа о реакции живых организмов на одиночество. Ее авторы обнаружили, что у дрозофил, которых всего на неделю изолируют от соплеменников, меняется экспрессия генов, растет аппетит и сокращается сон.

Многие люди обзавелись во время пандемии бессонницей и лишним весом. Ученые считают, что отчасти виной тому – социальная изоляция. С этим согласны генетики из Университета Рокфеллера, которые изучили плодовых мух, помещенных в подобие «карантина», в пробирки: оказалось, что хроническое отделение от группы приводит к изменениям в экспрессии генов, нервной активности и поведении. Об этом пишет phys.org.

Дрозофилы, как и люди, социальные существа. Они добывают корм и кормятся группами, практикуют сложные брачные ритуалы с пением серенад, дерутся друг с другом. Это если не считать сна, на который у мух ежедневно уходит 16 часов. Дрозофилы – эволюционно сложные организмы, и ученые часто обнаруживают у них зачатки того, что имеется у млекопитающих и людей. Вот почему, исследуя биологические основы хронической социальной изоляции, генетики обратились к дрозофилам.

Сначала ученые сравнили, как мухи реагируют на ту или иную ступень изоляции. Через неделю, проведенную в группах разного размера, дрозофилы не проявляли никакого аномального поведения. Две мухи, отделенные от остальных, также не испытывали проблем. Но когда в изоляции оставляли одну муху, она начинала больше есть и меньше спать.

Обнаружилось, что небольшая группа клеток мозга, нейроны P2, влияла на сон и аппетит. Отключение P2 у хронически изолированных мух подавляло переедание и восстанавливало сон. Повышение P2 у мух, изолированных от группы всего на день, заставляло их есть и спать, как будто они были одни целую неделю. Вероятно, нейроны P2 связаны с восприятием интенсивности одиночества – как таймер, отсчитывающий продолжительность изоляции. Совмещение активности нейронов P2 и социальной изоляции приводит к тому, что мухи теряют сон и начинают переедать.

Замечено, что многие социальные животные реагируют на изоляцию повышенным аппетитом и бессонницей. Причина этого неясна, но, вероятно, одиночество сигнализирует о неопределенности в будущем и приказывает организму готовиться. А подготовка к трудным временам может включать в себя повышенную бдительность, заставляющую как можно чаще бодрствовать, и запасание еды.

Это не доказательство того, что люди в локдаун больше ели и меньше спали, буквально повторяя поведение мух. Но вполне возможно, что биологический механизм, определяющий реакцию на одиночество, у нас похож.