Posted 19 августа 2021,, 11:53

Published 19 августа 2021,, 11:53

Modified 7 марта, 13:31

Updated 7 марта, 13:31

«Молодые тут не справятся…» Как работало советское ТВ в дни путча 1991 года

19 августа 2021, 11:53
Ирина Мишина
Главный редактор информационной программы «Время» поступил мудро, не выпуская в прямой эфир молодых дикторов

Помню, как ровно 30 лет назад в этот день я была в Сочи. Рано утром горничная ворвалась в мой номер с криком: "Горбачев свергнут, в Москве переворот". Она знала, что я в то время вела программу "Время" и решила оповестить меня о происходящем. Насчет "переворота в Москве" это было точно подмечено: в Сочи жизнь продолжалась в том же размеренном русле. Народ купался в теплом море, на набережной ели шашлык, смеялись и обсуждали цены на рынке. Но надо было уезжать в Москву, где был переворот.

Программой "Время", которую я начала вести в июне 1991-го, в то время руководил мудрый опытный телевизионщик Ольвар Варламович Какучая. Он не стал вызывать меня из отпуска. Как потом выяснилось, он "прикрыл" всю молодежь редакции информации. "Им еще жить и работать", - объяснил он уже потом.

На подходе к АСК-3 у Телецентра стояли танки и двойной кордон охраны. Наши менты, знавшие всех ведущих и корреспондентов в лицо, никогда не требовали предъявить удостоверение. А тут потребовали и паспорт, и пропуск. Я прошла и поднялась на 3-й этаж в кабинет главного редактора. По обе стороны от Ольвара Варламовича стояли какие-то люди. То ли охрана, то ли контроль. Ольвар Варламович посмотрел мне прямо в глаза и сказал: "Зачем вы вышли из отпуска, у вас еще неделя по -моему?". Мой отпуск по роковой случайности заканчивался именно 19-го августа, но Ольвар Варламович, видимо, что-то знал или просчитал ход событий. Он явно не хотел меня подставлять. Тогда еще было не понятно, как будут развиваться события и чем все закончится. Но просчет событий, видимо, подсказал главному редактору какое-то решение. Именно в те дни он отправил молодого ведущего Сергея Медведева снимать Бориса Ельцина на баррикадах у Белого дома. Впоследствии это помогло Сергею сделать головокружительную карьеру: он стал пресс-секретарем президента.

... Люди, стоявшие по обе стороны от Какучая возразили: "Нам сейчас нужны молодые лица, пусть работает". - "Сейчас работают старые опытные дикторы. Молодые не справятся", - ответил Ольвар Варламович.

А потом на телевидении началась чехарда каких-то собраний. Владимир Молчанов, все дни находившийся на баррикадах, с радостью объявил о приходе на ТВ Егора Яковлева. Леонид Петрович Кравченко (кстати, классный профессионал-телевищионщик) уступил свое место демократу-газетчику, который понятия не имел о телевизионной технологии. Да и просидел он недолго, вернувшись в свою "Общую газету".

Меня вызвали на работу, когда все свершилось, и Руцкой уже привез Горбачева из Фороса. Дикторов, заслуженных профессионалов, убрали из эфира; многих почему-то уволили. Программу "Время" начали вести ведущие. Помню, техника не работала, в эфире было полно ляпов и накладок. Но я запомнила и чувство свободы - тогда ведущим-журналистам разрешено было самим писать тексты и готовить программу "Время". Это было прекрасное время.

...Когда уже после победы демократов в 20-х числах августа я зашла в кабинет главного редактора, то снова увидела рядом с Ольваром Варламовичем двух стоящих рядом людей. Правда, одеты они были не в строгие пиджаки. Но контролировали главного редактора примерно так же, как подручные ГКЧП...

Телевидение после августа 91-го на долгое время оказалось ввергнуто в водоворот политических разборок, собраний, взаимных обвинений. Привычный официозный формат программы "Время" на какое-то время ушел в прошлое. На ТВ наступило время личностей. Ради этого стоило быть журналистом. Правда, продлилось это не долго, примерно до 93-го года: тогда официоз вновь стал доминировать, и ведущих опять заменили дикторами. Но это уже другая история.

"