Posted 16 августа 2021,, 16:24

Published 16 августа 2021,, 16:24

Modified 7 марта, 13:35

Updated 7 марта, 13:35

"Стопка неаккуратного дерьма": москвичи критикуют новый объект на Болотной площади

"Стопка неаккуратного дерьма": москвичи критикуют новый объект на Болотной площади

16 августа 2021, 16:24
Фото: ТАСС
Москвичи высказывают недоумение по поводу установленной на Болотной набережной скульптуры «Большая глина №4» . Автор - скандальный швейцарский художник Урс Фишер и фонд, спонсирующий инициативы Дома культуры "ГЭС-2", настаивают, что композиция посвящена осмыслению акта преображения материи в руках человека.

Юлия Сунцова

Дискуссии среди москвичей вызвала новая скульптура под названием «Большая глина №4». В субботу ее начали устанавливать в центре столицы на Болотной набережной. По пояснениям автора Урса Фишера, отлитая из алюминия 12-метровая композиция представляет из себя масштабированный комок глины, который он в ходе своих творческих изысканий разминал в руках. В Instagram Дома культуры «ГЭС-2», у которого устанавливают арт-объект, написано, что «Большая глина №4» выставлялась во Флоренции и Нью-Йорке, и олицетворяет собой суть творчества.

Многие пользователи соцсетей отреагировали на арт-объект негативно и сошлись во мнении, что он до боли напоминает отходы жизнедеятельности.

Председатель комиссии Мосгордумы по монументальному искусству Игорь Воскресенский заявил журналистам, что установку арт-объекта с ним не согласовывали, поскольку данная экспозиция устанавливается временно, а возглавляемая им комиссия занимается постоянными памятниками. Воскресенский также ответил, что не в курсе, кто согласовывал установку скульптуры.

По словам председателя комиссии, если бы вопрос об установке "Большой глины №4" поступил к нему на рассмотрение, то обсуждение было бы серьезным, сообщает РИА Новости.

Директор фонда V-A-C Тереза Мавика, который спонсирует Дом культуры «ГЭС-2», у главного входа в который установлено изваяние, пояснила: смысл «Большой глины №4» в том, что он напоминает людям о том, что такое искусство.

"Большая глина №4" посвящена осмыслению акта созидания и преображения материи в руках человека. Комок глины, который автор разминал в руках. Это движение олицетворяет саму суть творчества, в процессе которого художник придает новый облик не только материи, но и миру вокруг. Эта работа очень важна с символической точки зрения. Она показывает первоначальный художественный жест, который принадлежит всем нам. Все дети развивают моторику именно пластилином, создавая первую форму. В этом моменте есть секрет искусства, поэтому эта работа будет там стоять, чтобы всем напоминать, что такое искусство, и стать в будущем памятником об искусстве, о художественном жесте", - сказала она.

Наряду с пользователями соцсетей в дискуссию о скульптуре сключаются селебрити.

Юморист Максим Галкин в своем блоге в Инстраграм охарактеризовал творение Урса Фишера как «12-метровую стопку не очень аккуратного дерьма»:

«И товарищи, которые это делают, они говорят: «Ну, как же, это стояло во Флоренции, это стояло в Нью-Йорке среди небоскребов!» Ну, мало ли где чего стояло. Флорентийцы хотя бы могут отойти, подышать свежим воздухом около произведений Микеланджело и Гиберти. А нам только до ближайшего князя если добежать передохнуть. Это ужасно, ужасно. Реально отвратительно. Мерзко. Там нет никакого смысла, в этом нет никакого искусства. И почему никто не скажет, что король голый, что такие художники это просто бездарные люди, которые прячут свою бесталанность за какой-то свободой формы? «Я так вижу». Ну да, ты видишь, но и мы видим, что это г…. Зачем в Москве ставить это на площади? А главное у нас есть наши талантливые классные современные скульпторы. Ну, поддержите вы их, если у вас есть свободные деньги. Ваше право распоряжаться и вкладывать их в любое г….., но чисто так от нас от москвичей, ну я не прав разве?»

«Отличная штука. Не знаю почему, она мне просто нравится и всё. Не знаю, чего так все всполошились – скульптура-то довольна тривиальная, ничего радикального в ней нет. Я даже не вижу здесь темы для комментариев, это точно не спор о том, что вот давайте утвердим тут ценности авангарда. Вот вы идете по Франкфурту, и перед каждым офисом стоит какой-то такой объект – так и тут понятное офисное искусство, довольно традиционное. Если кто-то видит в этом дерьмо – ну это ваша проблема, как говорится», - прокомментировал "НИ" архитектурный критик Григорий Ревзин.

«Скульптура - ****** [потрясающая]. А в контексте России дважды ****** [потрясающая]. Я тут вижу заготовку России будущего, как её всю скручивает и вот вот что-то слепится, вот вот будет цельный образ. Надо только подождать. Есть и те, кто тут видит кучу дерьма, но это не беда скульптуры, а границы воображения», - говорит петербургский художник и дизайнер Марат Амарей.

«Вместо того чтобы поддержать или выделить гранты молодым художникам, развивать пространство, фонд, который привез эту скульптуру в Москву, делает вот такие статусные проекты, которые разобщают людей, создают стену между специалистами и обывателями. В итоге они укрепляют мысль, что современное искусство - обязательно что-то очень далекое от понимания нормального человека», - высказался художник-граффитист Антон Польский (Мейк).

Произведение Урса Фишера вызывало шквал недовольства не только в России. Во всех местах, где прежде выставлялась «Большая глина», развивались такие же споры, а зрители проводили такие же параллели.

В последний раз это творение Фишера появилось в рамках биеннале современного искусства InFlorence на знаменитой площади Синьории. Судя по гневным комментариям флорентийцев в соцсетях, они тоже разглядели в нем не что иное, как груду экстрементов, которой, по их мнению, не место в двух шагах от Палаццо Векьо, здания городской коммуны. Покойный ныне искусствовед Филиппе Даверно тогда назвал статую произведением, "достойным мусорного бака". Чтобы погасить народный гнев, власти Флоренции предложили устроить коллективное обсуждение, в итоге под давлением общественности гигантскую скульптуру демонтировали спустя четыре месяца после установки.

Вот и сейчас про гастролирующее изваяние все всё знают и понимают, но защитники и PR-менеджеры художника, как один твердят: современное искусство на то и современное искусство, чтоб порождать дискуссию.

"