Недавно заместитель главы Администрации Президента РФ Дмитрий Козак во время встречи с новым президентом Молдавии Майей Санду сделал важное заявление: «Решение приднестровского вопроса — это внутреннее дело Молдавии, стороны должны договориться внутри страны. Россия готова оказать содействие, чтобы стороны договорились, мы не готовы выдвигать собственные условия урегулирования».
Аналитик Сергей Белановский воспринял эту новость оптимистично, поскольку конфликт между Молдавией и ее мятежной территорией длится уже почти 30 лет:
«Похоже, что российские власти решили уйти из Приднестровья, но уйти цивилизованно, т.е. не бросать на произвол судьбы русскую диаспору. Осознано, наконец, что возможностей сохранить контроль над ПМР нет. Первый пиаровский «выстрел» на эту тему прозвучал в информационном агентстве Регнум, организовавшем довольно вменяемую дискуссию.
Конечно, дискуссия возникла не просто так, ей предшествовало закрыто принятое решение. Сейчас переговоры ведет Козак, обсуждается вопрос встречи на высшем уровне Санду и Путина. Прорабатывается вопрос об утилизации гигантского склада боеприпасов в ПМР.
Мое мнение - в данном случае благоразумие в Кремле победило. Может быть, потому что иного выхода не осталось. Но все-таки.
В качестве эпилога небольшой инсайт. Среди знакомых-моих-знакомых-моих-знакомых один человек ездил в командировку в ПМР что-то строить. Привез оттуда 60 млн. руб. (цифра достоверная). Это при том, что он был внизу пищевой цепи. Сколько хапнул тот, кто был уровнем выше - не знаю, но точно известно, что свалил в США. Оно нам нужно?
Конечно, могут разворовывать и последующую гуманитарку русской диаспоре. Но если подключить гражданское общество, то, надеюсь, меньше…»
Впрочем, аналитик Артур Климочкин был не столь оптимистичен в том, что касается судьбы соотечественников, живущих в непризнанной республике:
«Дополню про "помощь соотечественникам". Не помню, чтобы когда-то ельцинское или путинское государство принимало соотечественников, желающих уехать из бывших союзных республик в РФ по упрощённой схеме, предоставляло им жильё, подъёмные, помогало с переквалификацией и устройством на работу. Россиянина Депардье помню, с квартирой в Мордовии, других не знаю. Может быть, плохо интересовался. Но, знаю небогатую и не великую соседку Финляндию, которая принимала в 1990-е из Карелии людей с финским корнями, давала им жильё, обеспечивала пособие, обучала языку и новым профессиям. Всё за свой счёт. Вот это называется, по-моему, помощь соотечественникам. Ещё помощь может выражаться в открытии и финансировании в других странах национальных школ в сотрудничестве с местными властями и вообще всяческое взаимодействие с местными властями по улучшению жизни соотечественников. Это когда-то делалось? Не знаю. Соотечественники всегда использовались, как повод для торга или конфликта. И поэтому, чем хуже им жилось, тем сильнее и выгоднее была позиция имперских властей…»
Зато подборка мнений прокремлевских аналитиков, опубликованная Незыгарем, выглядит достаточно оптимистично:
- Москва делает ставку на то, что Санду здраво оценивает возможности своей страны и России, поэтому захочет найти баланс между интересами двух стран. В качестве риска выступает Евросоюз.
- Санду нужна встреча с Путиным, чтобы продемонстрировать своим согражданам готовность к диалогу с РФ. Как долго продлится эта осторожная политика, неизвестно, но на данном этапе худой мир лучше доброй ссоры.
- Россия протянула руку дружбы и сотрудничества. И если Санду хочет доказать, что она настроена на извлечение выгоды для страны, то она этот жест оценит по достоинству и протянутую руку примет.
- Козак на примере Приднестровья сформулировал Минск-3 по Донбассу: «Решение приднестровского вопроса – внутреннее дело Молдавии, стороны должны договориться внутри страны. Россия готова оказать содействие».
- Санду заверила Козака, что блокады Приднестровья не будет. Украина теряет ещё одного мощного «стратегического» партнера.