Юлия Сунцова
Редакция "Новых Известий" знает имена героев этой истории и располагает копиями судебных документов. Однако сами собеседники попросили осветить их случай без персоналий, опасаясь за ужесточение мер со стороны судебных приставов.
Своё начало эта запутанная история берет в 2008 году. Пара, связавшая себя узами брака в 2001 году, спустя семь лет объявляет о разводе. Мировой судья исполняет их желание и выдает свидетельство об окончании супружества.
От брака остается двое несовершеннолетних дочерей. Замуж женщина выходила, будучи беременной первенцем, оба ребенка родились в браке. Мужчина изначально признавал себя отцом обеих дочерей, что подтверждается записями в актах органов ЗАГС.
При расторжении брака отца обязывают выплачивать бывшей супруге 1/3 со всех видов своего заработка на содержание общих детей.
После развода у мужчины появляется новая жена, они воспитывают общую дочь, которой недавно исполнилось три года.
Через десять лет, в 2018 году, появляется бывшая супруга и требует с отца детей алиментов. Все эти годы официальные выплаты, как выясняется, он не делал.
Но поскольку бывшая супруга всё это время и не пыталась их взыскать, старший судебный пристав – начальник отделения РОСП в Калужской области накладывает взыскание за предыдущие годы только в пределах трехлетнего срока до обращения женщины в суд.
Согласно сведениям исполнительного листа от 2 октября 2018 года (сам суд состоялся 22 сентября), период задолженности устанавливается - с июня 2015 года по июнь 2018 года, размер задолженности определяется в 358,6 тысяч рублей.
Мужчина исполнительный лист так и не гасит, а открывает против бывшей супруги встречный процесс, припоминая, как она при разводе в сердцах не раз бросала: "Дети не твои"!
В заявленных требованиях мужчина просит исключить из Книги записей рождений имена двух дочек.
Судья Антон Молчанов из Серебряно-Прудского суда Московской области всеми силами пытается выяснить биологическую составляющую появления на свет двух детей, но тщетно. Мать в судебные заседания не является, от получения повесток уклоняется, об отложении судебного заседания не просит, свою неявку в суд никак не объясняет, возражений против исков не подает.
Тогда в октябре 2018 года «в целях разрешения вопроса о происхождении детей» судья назначает судебно-генетическую экспертизу. Но организация ООО «Центр молекулярной генетики», которой было расписано проведение этой экспертизы, докладывает: в обе возможные даты, на которые был назначен забор материала, мать с дочерьми не явились.
Идея с генетической экспертизой зашла в тупик.
Тогда судья постановляет: требования истца удовлетворить полностью. Отцовство отменить!..
Действующий закон, оказывается, позволяет разрешать споры даже по таким щепетильным вопросам в одностороннем порядке, если одна из сторон препятствует проведению экспертизы. Это приравнено к ситуации с отказом от медосвидетельствования на опьянение. Отказ приравнивается к признанию «вины», комментируют юристы.
В то же время тот факт, что дети не родные, вообще никак не влияет на обязательства по алиментам, гласит закон. Подразумевается, что родитель всецело берет на себя ответственность за детей в тот момент, когда их признает, удочеряет или усыновляет. Согласно п.2 ст. 51 Семейного кодекса России требование лица об оспаривании отцовства не может быть удовлетворено впоследствии, если в момент записи лицу было известно, что оно фактически не является отцом ребенка.
Наш герой в суде настаивал на том, что изначально и думать не мог, что дети не его, подозрения у него появились якобы только после того, как ему об этом неоднократно заявила бывшая супруга.
«При таких обстоятельствах и учитывая, что судебная генетическая экспертиза была назначена по делу для определения происхождения детей, и при этом ответчикам неоднократно направлялись судебные и экспертные извещения с разъяснением о последствиях непредоставления необходимых для производства экспертизы генетических материалов, суд расценивает бездействие ответчиков как уклонение стороны от участия в экспертизе, в связи с чем факт происхождения детей от истца <ФИО отца> считается опровергнутым, <…> требования истца считаются подтвержденными и подлежат удовлетворению», - постановил судья Серебряно-Прудского районного суда Московской области Антон Молчанов.
Межрайонному отделу ЗАГС было приказано исправить актовые записи, исключив истца графы «отец». Аналогичные изменения были внесены в свидетельства о рождении девочек.
Это произошло в феврале 2019 года. Ровно через год «разжалованный отец» вновь обратился в тот же суд и попросил освободить его от уплаты алиментов за детей и неустойки в связи с опровержением его отцовства.
Дело попало в руки того же судьи. Но на этот раз в удовлетворении требований мужчине было отказано. И вот как это решение было объяснено сначала первой, а потом и второй апелляционной судебной инстанцией.
Мужчина оспорил свое отцовство только в 2019 году. Алименты были назначены судом при разводе в 2008 году, когда отцовство никем не опровергалось. Решение суда об алиментах вступило в законную силу и не было впоследствии отменено, поэтому на бумагах мужчина всегда будет оставаться отцом с момента заполнения графы об отцовстве и до 2019 года, даже если обратное доказала бы генетическая экспертиза.
Вся задолженность по алиментам за отцовство, накопившаяся до ликвидации отцовства, должна быть выплачена в полном объеме. Такая вот коллизия здравого смысла, противоречие между юридической и фактической стороной дела: признал детей – плати.
Суд освободил отца от уплаты алиментов за старшую дочь с июля 2017 года по заявленный матерью 2018 год (но оставил в силе платежи по ней же с 2015 – до июля 2017 года). Но и то не потому, что она больше ему не дочь, а по той простой причине, что 29 июля 2017 года девочка достигла совершеннолетия, и отец по закону больше содержать ее не обязан.
«Статья 80 Семейного кодекса РФ обязывает содержать своих несовершеннолетних детей.
Требование истца об освобождении от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей с 2015 года не подлежат удовлетворению, поскольку в указанный период алименты подлежали уплате на основании ранее принятого и не оспоренного судебного акта, вступившего с законную силу. Возможность освобождения истца от уплаты алиментов без отмены ранее принятого судебного акта отсутствует. Алименты, начисленные с 2015 года подлежат рассмотрению как образовавшаяся задолженность», - подтвердила в своем решении в 2020 году судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе судей Шмелева, Гулиной и Парамоновой.
Пока отец оспаривал свое отцовство в суде, его задолженность по алиментам, неустойкам и пошлинам приставам умножилась на два.
По постановлению судебного пристава от 23 марта 2021 года, общая задолженность теперь составляет 856 тысяч рублей и продолжает расти.
Самое печальное в этой истории то, что дети стали разменной монетой в противостоянии двух взрослых людей, мамы и папы.
Настоящий отец или не настоящий? Получение достоверного ответа на этот вопрос, по-видимому, невозможно. Да и нужно ли? Но медицинскими фактами остаются: 1. мужчина, всеми силами отказывается в суде от детей, которых долгое время воспитывал и называл дочерьми; 2. судья отменяет отцовство только на основании отказа матери от экспертизы; 3. статьи закона предписывают судьям действовать в таком порядке.
Юристы поясняют: судьи в этой ситуации по большей части верно трактуют действующий закон.
Юрист по семейному праву Юрий Горбушин:
- Мужчина говорит, что у него долг по алиментам на детей более 850 000 рублей, но при этом он сам через суд доказывает, что отцом этим детям не является. Разочарую всех и сразу – платить ему всё равно придется, независимо от того, является он отцом или нет.
И вот какие тут есть нюансы.
В настоящее время законом у нас установлено, что даже если родитель в будущем и докажет, что не является биологическим родителем, но к тому времени у него натечет задолженность по назначенным алиментам, то отцовство то спишется, а вот накопившийся долг никуда от него не денется. Судебная практика считает, что если отец изначально признавал отцовство и вносил себя в документы, то никакого обмана со стороны женщины нет, и неважно, является он биологическим отцом или нет.
Кроме того, даже если долга нет, и выясняется, что мужчина все время содержал не своих детей, потребовать назад выплаченные алименты с бывшей супруги или сожительницы, которая фактически его обманула, он не может.
На сегодня положениями закона, статьей 114 Семейного кодекса РФ и судебной практикой установлено, что от долга по алиментам могут освободить только при наличии уважительной причины. Но к таковым суды не относят тот факт, что отец детей не знал, что на самом деле не является их настоящим отцом.
Крайне редки случаи, когда от такого долга можно получить освобождение, но отцу детей необходимо предоставить доказательства следующего:
В практике на 2021 год только 1 из 100 решений судов выносится в пользу отцов детей о списании долга, так как доказать, что мать детей обманывала намеренно, практически невозможно.
Юрист Ассоциации адвокатов России за права человека» Екатерина Шакурова:
- Описанная ситуация, к сожалению, не редкая. Многие сталкивались с проблемой уплаты алиментов на содержание детей, такая проблема в нашем государстве является системной. Чаще мы видим и слышим о том, как один из родителей после развода оставляет детей с другим родителем и фактически не оказывает никакой помощи в их воспитании. В ряде случаев такая проблема напрямую связана с экономическим положением страны. С началом пандемии к тому же платить достойные алименты у многих просто не имеется возможности по причине отсутствия стабильного заработка. Второй же родитель вынужден прибегать к защите интересов детей с помощью судебной власти страны.
Данный случай уникален тем, что суд, как это положено, присудил на тот момент законному отцу алименты. Но, как оказалось через много лет, дети не его. Права мужчины нарушены. На то, чтобы доказать, что он не является отцом этих детей, ушло время и, пока он оспаривал свое отцовство, по алиментам накопился огромный долг. Мужчина и по сей день несет бремя по уплате алиментов на содержание не его детей и будет нести его и далее, пока не выплатит в полном объеме – не только само тело долга, но и неустойку, и расходы судебных приставов. В такой ситуации важно своевременно получить квалифицированную юридическую помощь, поскольку законодатель к тому же по этим категориям дел сильно ограничивает граждан в сроках подачи заявлений в суд для восстановления своих нарушенных прав.