Причиной экологического бедствия в Черном море стала авария во время проведения работ в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК). Сама компания, признав факт ЧП, первоначально оценила площадь разлива только в 200 квадратных метров.
«На Морском терминале КТК в Южной Озереевке при погрузке на выносном причальном устройстве (ВПУ № 1) танкера Minerva Symphony (греческий флаг, порт прописки Пирей) произошел выход нефти. Площадь разлива составила около 200 кв. метров, объем — порядка 12 куб. м», — цитирует «Новая газета» сообщение компании.
Однако когда, сопоставив данные со спутников, оценили ученые РАН, то выяснилось, что реальная площадь нефтяного загрязнения достигла почти 80 квадратных километров.
Через день после ЧП нефтяное пятно уплыло в открытое море, растянувшись на расстоянии 19 километров от берега.
ЧП с разливом сырой нефти на греческом танкере произошло 7 августа. По данным КТК, причиной бедствия стала неисправность внутренней полости гидрокомпенсатора на выносном причальном устройстве.
В тот же день в компании заявили, что последствия аварии «ликвидированы».
«Для локализации последствий инцидента были оперативно привлечены силы и средства профессионального аварийно-спасательного формирования (17 судов), выставлены боновые заграждения, задействованы четыре нефтесборных системы и емкости для сбора нефти. Организовано взаимодействие с профильными контролирующими государственными органами. 7 августа к 22.42 мск разлив нефти был локализован, ликвидация разлива нефти завершена. Ведется работа по мониторингу акватории Черного моря. Для замеров состояния воды и воздуха привлечены независимые лаборатории, которые осуществляют отбор проб в территориях, прилегающих к Морскому терминалу», — сообщили в компании.
Трубопроводная система КТК — один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз — Новороссийск составляет 1 511 км; по этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ) позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях.
Акционеры КТК: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице ПАО «Транснефть» (доверительное управление) — 24%, «КТК Компани» — 7%, АО НК «КазМунайГаз» — 19%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC — 1,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company — 15%, LUKARCO B.V. — 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company — 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited — 7,5%, BG Overseas Holdings Limited — 2%, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. — 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC — 1,75%.