Геннадий Чародеев
Многие аналитики сходятся в том, что такое поведение цен на газ необычно для летнего времени. Биржевые цены, как правило, растут в период наибольшего потребления - зимой, а летом падают. Однако это лето стало исключением из правил.
Само предприятие, где 5 августа случился пожар, расположено почти в 30 километрах от Нового Уренгоя. Оно входит в дочернюю компанию «Газпрома» — «Газпром-переработка». Завод перерабатывает углеводородное сырье – так называемый «нестабильный газовый конденсат» на месторождениях Надым-Пур-Тазовского региона.
Пожар потушили в течение суток, пострадавших нет. Рабочие рассказали журналистам о мощном взрыве, который ощутили даже жители отдаленных поселков Ямала. Видимо, стоит ждать и какого-то значительного ущерба экологии региона. По предварительным данным, в результате взрыва произошли огромные выбросы продуктов сгорания газового конденсата, газа и нефти.
Интересно, что Служба корпоративной защиты «Газпрома» занялась поиском тех, кто в сетях разместил видеозапись взрыва в Новом Уренгое. Сразу после ЧП сотрудникам «Газпром-переработки» запретили распространение любой информации об инциденте без согласования с руководством корпорации.
Из-за чего произошел взрыв, только предстоит установить. Однако сотрудник завода обратил внимание на то, что некоторые установки были построены в 1980-х годах. Большинство трубопроводов, резервуары и емкости остались еще с советских времен и находились в работе. Как заявили «НИ» в пресс-службе «Газпрома», началось серьезное расследование причин аварии.
Пока же выяснилось, что в результате взрыва и пожара были повреждены конструктивные элементы здания завода и оборудование, расположенные на площади почти 2 тыс. кв. км.
После сообщений об аварии на заводе в два раза снизилась прокачка газа по трубопроводу Ямал - Европа до 1 млн. кубов в час. Уже через сутки объем немного вырос - до 1,5-1,6 млн. куб. м. Тогда же выросли цены на газ в Евроопе, отмечает американское агентство Bloomberg.
Позднее информационные агентства разнесли по миру: «Газпром» начал экстренно отбирать газ из подземных хранилищ в России и странах ЕС. Дело в том, что процесс стабилизации добываемого вместе с природным газом конденсата неразрывно связан с добычей газа. Из-за пожара завод полностью остановил прием сырья - это привело к снижению добычи газа «Газпрома» на десятки миллионов кубометров в сутки. Вот почему компании пришлось залезть в газовые «закрома» Европы и России.
Эксперты Международного энергетического агентства пугают европейцев: «Рост цен на природный газ означает, что подорожает электроснабжение промышленности и производство нефтехимии, а это, в свою очередь, поколеблет всю мировую экономику и разожжет страх инфляции. Для потребителей же это аукнется подорожанием ежемесячных счетов за электроэнергию и газ. Станет дороже включить стиральную машину, принять горячий душ и приготовить ужин». Вот, мол, поглядите, что творит Путин.
Тем временем, в Европе, если верить газете Frankfurter Rundschau, газовые хранилища практически опустели. Задачу восстановления стратегических запасов после холодной зимы осложняет дефицит сжиженного газа на мировом рынке. Импорт в Европу остается на 20% ниже прошлогоднего, в том числе из-за пандемии и локдаунов.
Предложение «голубого топлива» зарубежным покупателям со стороны России сократилось, а спрос резко поднялся. Вместе с тем, по данным «Газпрома», его добыча за первую половину 2021-го повысилась на 18,4%, а экспорт - на 23%. В чем тут дело?
Ряд экспертов не исключают, что российский монополист, говоря о проблемах с поставками, как бы намекает на то, что Запад должен перестать мешать завершению строительства «Северного потока-2». Между тем, «Газпром» может просто-напросто переиграть самого себя. Его европейские партнеры начнут отдавать предпочтение сжиженному топливу, поставляемому из США, Катара или Австралии. Тем самым Россия рискует собственноручно обрушить свою долю на важнейшем для нее рынке.
- В Европе цены на топливо взлетели, но началось это еще до аварии на заводе в Новом Уренгое, - заявил «НИ» аналитик нефтегазовой отрасли Михаил Крутихин. – Надо иметь в виду, что в последнее время в Южной и Юго-Восточной Азии сложилась исключительно сложная обстановка с газом. Скажем, в Китае, Японии и Южной Корее взлетел спрос на сжиженный природный газ. Так произошло, во-первых, из-за программ наполнения резервных хранилищ, во-вторых, из-за «климатических ударов». По причине страшной жары, например, потребовалось больше электроэнергии для кондиционеров. Мировой рынок немедленно отреагировал. После повышения спроса на СПГ потоки природного газа пошли в основном в Азию, где резко подскочили цены на «голубое топливо». В некоторых странах ЕС, таким образом, сложился дефицит газа, что немедленно вызвало рост цен на европейском рынке.
Экономисты утверждают, что сегодня нет глобального рынка газа, а есть крупные региональные рынки и их взаимное влияние постепенно возрастает. Мир подошел к той черте, когда у двух рынков, европейского и азиатского, складывается крупный сверхрынок евразийского континента. Таким образом, цены на европейских площадках становятся все более зависимыми от цен на площадках азиатских. Европейцам приходится все более конкурировать за тот газ, который идет в Азию.
- «Газпром» заранее, еще до аварии в Новом Уренгое, несколько снизил прокачку газа по «Северному потоку-1», а также по украинскому направлению, и на короткое время приостановил прокачку по маршруту Белоруссия-Польша-Германия. Видя, что цены и без него начали взлетать, «Газпром» воспользовался ситуацией и решил еще попридержать СПГ и, таким образом, подтолкнуть цены вверх, - предположил Михаил Крутихин.
Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ, считает, что в какой-то момент «Газпром» перестраховался и сократил прокачку по отдельным трубам, прежде всего, внутри страны. Но потом восстановил эту прокачку в определенных объемах, хоть и не до конца.
- Это значит, - объяснил эксперт «НИ», - что газотранспортная система не повреждена и «Газпром» сможет исполнить все свои контрактные обязательства. Если потребуется, то подача газа будет увеличена через Бованенково - еще один центр газодобычи на Ямале. Кстати, транзит газа по территории Украины в дни после аварии на Ямале не уменьшался, что тоже указывает на отсутствие критических моментов в действиях «Газпрома».
По словам Игоря Юшкова, важно учитывать, что США и их союзники, продолжают активно развивать тезис: все, что происходит на газовом рынке - дефицит, высокие цены - это все российский шантаж Европы с целью удовлетворить свои политические амбиции. На взгляд эксперта, это - последняя попытка противников «Северного потока-2» загубить уникальный проект.
Как сообщило агентство «Прайм» со ссылкой на данные немецкого газотранспортного оператора Gascade, к утру 10 августа прокачка газа по газопроводу Ямал-Европа восстановлена. Поставки газа на входе в газотранспортную систему только одной Германии выросли на 22% и достигли 1,8 млн. кубов в час.