Как уже сообщили «Новые Известия» бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) не сможет отправить наблюдателей на сентябрьские выборы в Госдуму в связи с ограничением со стороны российского правительства. Политолог Дмитрий Михайличенко считает, что коллизия может привести к далеко идущим последствиям:
Предложение России ограничить число международных наблюдателей на думских выборах в связи с пандемией до 60 человек встретило логичный отказ со стороны Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). ОБСЕ же хотели направить 500 наблюдателей.
Это верный шаг к непризнанию выборов международным сообществом. Сейчас российские пропагандисты разразились риторикой о «двойных стандартах» и приводят какие-то цифры о небольшом количестве наблюдателей на выборах в США и Нидерландах.
И тут стоит напомнить. На думских выборах 2016 г. таких наблюдателей было 474 человека: 94 от ПАСЕ и 380 от Бюро по демократическим институтам и правам человека. А 2016 г., напомню, – это разгар посткрымского кризиса и санкционная истерия. Сейчас же Система может себе позволить в лучшем случае 60 международных наблюдателей. Это еще один шаг к закрытости и международной изоляции.
Более того, ОБСЕ – это достаточно сервильная организация, в состав делегации которой, как правило, входят наблюдатели, которые склонны сквозь пальцы смотреть на электоральные «шалости». В состав делегации входят не только наблюдатели из стран ЕС, но и из Белоруссии, Узбекистана и Туркменистана и т.д. Все кандидатуры согласовываются через министерства иностранных дел.
Впрочем, на этот раз, вполне возможно, принципы комплектования корпуса наблюдателей были более строгими, что и вызвало отторжение у российских властей.
С учетом решения ЦИКа отменить прямые трансляции с избирательных участков, а также трехдневного формата голосования – выводы о деградации избирательной системы напрашиваются сами собой. Власти бы отменили все эти выборы, но этому мешает позиция международного сообщества. Поэтому, кстати, даже Туркменистан вынужден симулировать электоральные процессы.
Сейчас ключевой нерв общественно-политической жизни – это активность диссидентов и позиция Запада. В случае если коллективный Запад и, конкретно, Вашингтон, решится на массированную атаку на общественное мнение в России – политический кризис в сентябре станет реальностью. Впрочем, в том же Вашингтоне могут решить, что сам ход процессов в России ведет к кризису и особо вмешиваться не стоит.