Posted 4 августа 2021, 08:33

Published 4 августа 2021, 08:33

Modified 7 марта, 13:19

Updated 7 марта, 13:19

Диплом больше не нужен? Почему выпускники школ не хотят поступать в ВУЗы

4 августа 2021, 08:33
Сюжет
Вузы
Пандемия внесла коррективы не только в рынок труда, но и повлияла на выбор учебы. По данным исследования SuperJob, проведенного среди выпускников школ-2021, только 43% школьников собираются идти в вузы. Каждый пятый (21%) намерен поступать в колледж. Почему высшее образование теряет привлекательность среди молодежи?

Ирина Мишина

Интересно распределение интересов нынешних выпускников. По данным исследования, специальности, связанные с информационными технологиями, выбирают 26% выпускников, 16% — медицинские ВУЗы, учиться на инженеров собираются 11%, на экономистов — 7%, учителями, военными и менеджерами хотят быть по 5%, юристами и дизайнерами — по 4%, филологами и журналистами — по 2%. Вопрос – где всему этому учиться ?

Пандемия, снижение зарплат и доходов сделали непозволительной роскошью для многих семей гонку за высокими баллами ЕГЭ с помощью репетиторов и платных курсов. Подросшие расценки на обучение в ВУЗах заставили многих родителей пересмотреть планы. Судите сами: в 2021 г. обучение в МГУ стоит от 241 250 до 404 437 руб. в год, в Московском государственном университете международных отношений - от 489 000 до 567 480 руб. за год, в Московской консерватории - 539 тыс. руб. в год, в Российском национальном медицинском университете им. Пирогова – от 260 до 337 тыс. рублей в год, в МВТУ им. Баумана – от 270 119 до 313 059 руб. в год.

Количество бюджетных мест с каждым годом сокращается. Самая большая доля «бюджета» в ВУЗах в последнее время выделяется на инженерные специальности. Но на технических факультетах достаточно трудно учиться. Много сил и средств отнимает и подготовка к поступлению. А после окончания не видно большой перспективы: ведь у нас сейчас не создаются новые инженерные конструкторские бюро, число действующих предприятий с производством можно пересчитать по пальцам. Поэтому многие семьи считают, что надо выбирать ориентированные на практику программы обучения, которые не требуют больших вложений.

«Сейчас совсем другие требования. За 4 года обучения в институте многое меняется, навыки устаревают, молодые люди выходят на рынок труда оторванные от реальности. Мы пытаемся решить проблему более раннего выхода на рынок труда за счет привлечения молодых людей в колледжи, это всего 2 года обучения плюс профессиональные навыки. Мир сейчас продумывает более краткие пути выхода на рынок труда, это современный трэнд, в котором больше преимуществ», - считает руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

«При трудоустройстве все меньше внимания обращают на диплом, все больше на опыт работы. Современный российский капитализм варварски относится к труду молодых людей. Помню, в 1970 году, когда я начинал работать, после выдачи диплома в институте мне выплатили стипендию за 2 месяца, плюс я получил в школе, куда пришел работать, первую зарплату авансом. Сейчас все по-другому. Я знаю молодых людей, которые имеют диплом и никуда не могут устроиться на работу. Либо у них испытательный срок без зарплаты, либо они вынуждены менять работу. Бесплатный труд молодых специалистов – это, видимо, особенность российского дикого капитализма труда с не гарантированной зарплатой», - заявил «НИ» первый заместитель комитета по образованию Госдумы Олег Смолин.

Так или иначе, количество студентов в России снижается с каждым годом. В СССР на 10 тысяч населения было 220 студентов, сейчас на 10 тысяч населения менее 130 студентов. Падение уровня доходов, которое началось в 2014 году, делает платное обучение малодоступным, поэтому многие отказываются от обучения по чисто материальным соображениям.

Колледжи оказались столь востребованы в этом году еще по одной причине. В условиях пандемии и "дистанционки" обучение в ВУЗах потеряло прежний смысл. Особенно трудная ситуация сложилась у иногородних: общежития закрыты, снять квартиру проблематично и дорого, а учиться дома по компьютеру и платить за это сотни тысяч в год – удовольствие сомнительное. В этих условиях колледжи сумели предложить более выгодные условия. Во-первых, они расположены не только в крупных, но и в малых и средних городах, то есть в большинстве случаев никуда не нужно переезжать. Во-вторых, они более доступны и предлагают более краткий курс обучения. В-третьих, колледжи связаны с работодателем. Ну и наконец колледжи – это экономия: платить за учебу нужно меньше, суммы вполне приемлемы: в среднем 30-50 тыс. рублей в год, а вовсе не 150 тыс. как минимальная цена для университетов. В результате в некоторых регионах в среднее профессиональное образование уходит больше половины выпускников школ. Например, в Краснодарском крае — 56%. Очень многие дети в кавказских республиках после 9 и 11 класса идут в колледжи, чтобы получить профессию. Кто-то потом продолжает обучение в вузе, но уже после того, как поймёт, зачем ему это надо.

«Программа колледжей больше, чем вузовская, ориентирована на практику — на неё отводится до 50% учебного времени. Это значит, что будет возможность поработать в разных местах, присмотреться к работодателю и показать себя. Выпускникам колледжа проще найти работу — их ждут по месту практики. Многие студенты находят подработку уже во время учёбы и могут содержать себя самостоятельно», - считает специалист по профориентации Дарья Зотова.

«Это раньше колледжи выпускали главным образом парикмахеров, поваров и строителей. Сегодня выпускники колледжей – это дизайнеры, IT- специалисты, стилисты, продюсеры. Получить «корочки» некоторых профессий можно только в колледже: автомеханик, парикмахер, повар-кондитер, сварщик, метролог, визажист, флорист... И не надо мучительно готовиться к ЕГЭ, поступить в колледж можно и на основе аттестата. Причем колледж – он недалеко от дома, не придется отрываться от семьи и жить в общежитии. Служба в армии – да, но всего год. А поступить в ВУЗ можно и после колледжа. К тому же многие институты и университеты имеют при себе колледжи", - рассказывает руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

Ну и самое главное в среднем профессиональном образовании – это возможность выбора для самого молодого человека. Не секрет, что выбор ВУЗа – это чаще всего выбор родителей, а не детей. По рассказам преподавателей, часто бывает так: поступив в ВУЗ, многие молодые люди вдруг понимают – «Не моё!». Но путей к отступлению уже нет. В итоге - апатия и потерянное время.

«Я просил коллег-преподавателей: оцените, сколько человек в ваших академических группах, где вы ведете занятия, во-первых, мотивированы на учебу, то есть хотят учиться, и, во-вторых, умеют и могут учиться. В 99,9% случаев преподаватели говорили: 1-2-3 студента из группы. В среднем от общего числа студентов мотивацией и готовностью к обучению обладают только 15% студентов», - считает педагог, профессор Семен Давыдович Резник, много лет занимающийся изучением высшего образования.

Все это не значит, что в ВУЗах учат хуже. Высшее образование дает шанс получить глубокие фундаментальные знания. Вопрос в их применении и актуальности.

«Все же я считаю, что те 43% молодых людей, которые решили поступать в вузы, приняли правильное решение. Общая статистика убеждает в том, что высшее образование повышает шансы на трудоустройство; у тех, кто имеет высшее образование, в перспективе более высокая зарплата. Люди с высшим образованием также имеют больше шансов на трудоустройство в предпенсионном возрасте, это данные ВШЭ. Есть и еще один немаловажный фактор: люди, имеющие высшее образование, дольше живут. Это тоже статистика», - считает первый заместитель председателя комитета по образованию Госдумы Олег Смолин.

Каковы перспективы высшего образования в России, покажет время. Но на сегодня реальность такова: по сведениям Минпросвещения, около 60% выпускников школ выбирают для дальнейшего обучения колледж, а не ВУЗ. Это много, учитывая, что в начале 2000-х получить среднее профессиональное образование хотели лишь 30% выпускников. Из этого можно сделать по крайней мере один вывод: система российского высшего образования ждет перемен.

Подпишитесь