Posted 1 августа 2021, 14:58
Published 1 августа 2021, 14:58
Modified 7 марта, 13:21
Updated 7 марта, 13:21
Виктория Павлова
«Новый формат школ» - новая фишка Москвы. На днях столичный мэр с кандидатами в депутаты от ЕР пустился в рассуждения про этот самый формат: чисто, хороший ремонт, современное оборудование, много места. Чем не революция в образовании?
Москва с недавних пор поражает воображение своими школами-гигантами. В 2017-м открыли школу № 2048 в Некрасовке на 2 100 человек, такая же открылась в Троицке. Недавно в эксплуатацию сдали школу в микрорайоне «ЗИЛАРТ», она рассчитана на 2 500 учеников и считается самой большой не только в Москве, - во всей стране. Площадь нового здания — около 40 тысяч квадратных метров, и без системы навигации там можно заблудиться.
Строительство школ на несколько тысяч учеников — продолжение политики укрупнения, которую уже несколько лет проводит правительство Москвы, объединяя школы и детские сады в образовательные комплексы. Правда, в различных образовательных рейтингах эти самые школы-гиганты почему-то фигурируют не часто...
Школа №338 им. Авдеева , открытая в 2019 году в Новой Москве – олицетворение этого самого нового формата школ. В комплексе 3 школы, 3 детских сада, на подходе к присоединению еще одна школа. На открытие нового корпуса приезжал лично Сергей Семенович. В своей речи он отметил, что эта школа лучше тех, что есть в «Старой Москве»: она с неожиданными архитектурными решениями, авангардным оборудованием, крутыми кабинетами.
Но реальность оказалась хуже. Быстро выяснилось: поскольку школ в Новой Москве катастрофически не хватает, ученики-старшеклассники в новом учреждении переведены с сентября на учебу во вторую смену. Такой вот новый формат образования, с возвратом лет на 50 назад. Тут, кстати, не лишне вспомнить, что перевод школ только на первую смену – давнее обещание единороссов и поручение Владимира Путина от 2015 года. Но с тех пор формат обучения , увы, не поменялся.
На днях Совет родителей этой школы обратился с письмом в «НИ». В нем, в частности, говорится:
«В связи с укрупнением школы и организацией второй смены обучения дети и родители поставлены в сложные условия, которые ставят под вопрос учебный процесс. На наши обращения в департамент образования Москвы, к депутатам Мосгордумы нет конструктивной реакции, одни отписки… На сегодняшний день наша школа жадно принимает всех желающих и даже без прописки вопреки тому, что указано в законе, для повышения рейтинга! Если бы школа принимала только с пропиской, то второй смены можно было бы избежать. Мы собрали более 250 подписей родителей и приложили к обращению в различные инстанции в связи с введением второй смены, но на все обращения школа отвечает под копирку. По закону, школа имеет полное право отказать в зачислении при отсутствии мест, но этого не делают. В раздевалке при одной смене всегда было столпотворение, а сейчас не хватит даже крючков, будет духота, и в связи с ковидом этого делать нельзя! Школа не думает о жизни и здоровье наших детей».
Также в обращении родителей указаны конкретные проблемы: нехватка кабинетов, плохая организация питания, перегруженность учителей в связи с огромным количеством учащихся. Как получилось, что школа-гигант оказалась не приспособлена к реальности?
«В старших классах обучение во вторую смену более чем проблематично. Потому что это подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, репетиторы, которые почти у каждого, курсы подготовки по поступлению в ВУЗы. А теперь представьте себе загрузку учителей. Те, кто преподавал в первую смену, будут преподавать и во вторую. То есть весь день с утра до позднего вечера в школе? Они что – железные? Работа на полторы – две ставки? Это при том, что сейчас в России по официальным данным учителей не хватает. И учительский корпус «стареет», молодых в школах мало. То есть из второй смены вытекают несколько неразрешимых проблем: 1)Как обеспечить вторую смену кадрами? 2) Режим второй смены для детей означает, что нормальный ритм их жизни фактически нарушен. Как это скажется на учебном процессе и усвоении знаний? 3)Учеба заканчивается вечером, как добираться детям домой в зимнее время суток, особенно в Новой Москве? Как быть со спортивными секциями, как вообще быть со здоровьем детей?», - рассуждает преподаватель географии, эксперт межрегионального профсоюза «Учитель» Леонид Перлов.
Выходит, какими бы шикарными не были интерьеры, какие бы архитектурные изыски не придумывали строители, внутри таких комплексов неуютно. Как следствие – отток детей в частные школы.
«Все вы знаете, что сейчас в Москве нет школ, нет детских садов. Вместо них созданы некие "образовательные комплексы", в которые входят совершенно разные филиалы, заменившие родные нам школы и детские сады. Считаю, сделано это для того, чтобы ликвидировать бесплатное образование. Моя уверенность подтверждается историей школы №1974 в 1-м Казачьем переулке. Здание, в котором она располагалась, сначала было закрыто под предлогом проведения ремонтных работ, а после объединения с другими учреждениями его вовсе отобрали. Лакомое местечко. Обучение детей происходит в школе на Люсиновской улице, которая и так была переполнена. В здании этого образовательного учреждения процесс обучения происходит с нарушениями требований действующего законодательства, а именно: не соблюдаются нормы площади на одного обучающегося в учебных помещениях. Кроме того, родители сообщают, что не хватает места, чтобы дети могли нормально питаться в столовой, туалетом на перемене всем желающим воспользоваться не хватает времени, не хватает мест для верхней одежды в гардеробе. Организованная по моим обращениям внеплановая проверка Роспотребнадзора подтвердила, что, действительно, мест в комплексе катастрофически не хватает. Документы направлены в суд», - делится депутат Мосгордумы Елена Шувалова.
Мы попытались понять логику администрации таких школ и связались с руководством школы № 338 им. Авдеева, откуда в редакцию собственно и поступило обращение Совета родителей школы. «В Новой Москве идет активная застройка, это проблема района, мы конечно же хотим, чтобы было комфортно и удобно, но вот у нас 2-3 тысячи заявлений на прием, и мы по закону не можем отказать, это все по месту жительства. И как быть, когда школа рассчитана на меньшее количество учеников?» – ответили нам в приемной директора.
На наш редакционный запрос о порядке обучения во вторую смену прислал ответ и.о.директора школы Андрей Белов. Ответ очень длинный, подробный. Полностью его разместить нет возможности, поэтому приводим наиболее значимый фрагмент.
«Школа №338 расположена в интенсивно развивающемся районе Новой Москвы. Образовательная организация пользуется высоким спросом, с каждым годом количество воспитанников и обучающихся увеличивается. Здания школы рассчитаны на 1100 и 950 обучающихся, сейчас они полностью заполнены. В настоящее время у администрации школы нет возможности одновременно разместить всех школьников в здании, поэтому было принято решение ввести в школе гибкий график начала занятий на следующий учебный год. При разработке графика обучения были учтены возрастные и физиологические особенности учеников, потребность в занятиях дополнительного образования, а также эксплуатационные особенности каждого здания, в том числе количество кабинетов, и требования санитарной безопасности. Для всех школьников предусмотрена возможность двух, а при необходимости трёх приёмов пищи, что полностью соответствует всем СанПин…Дети, обучающиеся во вторую смену, смогут посещать кружки как до, так и после уроков. На данный момент в школе работает более 250 кружков».
Но школа – это не стены и крыша. Не архитектурные изыски и большие помещения. Школа – это в первую очередь учителя, которые дают детям знания. Это увлеченные дети, которым учеба в радость. Так ли это в школе-гиганте?
Как относятся сами учителя к двусменной работе в школах-гигантах, сказать сложно. Педагоги неохотно идут на контакт – ведь их зарплаты в Москве одни из самых высоких даже по столичным меркам. По информации департамента образования Москвы, средняя зарплата учителя в столице на сегодня более 116 тысяч рублей. В условиях кризиса потерять такую работу обидно. Но тем не менее, мнения о комплексах-гигантах и о второй смене в учительской среде звучат.
«Учебные комплексы решают главным образом экономические проблемы. Их задача – с меньшим персоналом охватить как можно больше учеников. В этих комплексах главное – бухгалтерия. Педагогические проблемы на втором плане. Одновременно с появлением комплексов возникло понятие «планово -убыточная школа» - в этот список попали те, кто не укладывается в бюджетное финансирование. Экономика и бухгалтерия перевесили все остальные проблемы. Результат не заставил себя ждать: после появления комплексов, уже в 2014 году, начался провал по результатам ЕГЭ. Максимальный вред комплекса в том, что к нему не применимо понятие «школа». А школа – это организм. Предположим, в школе 3 или 5 тысяч детей. В таком комплексе у учителя не хватает времени на учеников. Директор и его замы не являются педагогами, они решают организационно-экономические задачи, учителя задавлены отчетностями. О каком учебном процессе может идти речь?», - рассказал «НИ» преподаватель географии, эксперт межрегионального профсоюза «Учитель» Леонид Перлов.
Мы связались с депутатом Мосгордумы Еленой Янчук, которая также получила обращения родителей, обеспокоенных учебным процессом в школьных комплексах и обучением во вторую смену. К сожалению, путей решения при нынешней политике московских властей депутат не видит. Бездумная застройка и недостаточное количество школ и педагогов, несоответствие количества мест в школах количеству детей в новостройках – это суть проблемы, и решить ее могут только московские власти. Но они предпочитают всего этого не замечать. Или не вникать в последствия.
«Системное решение – это постройка в первую очередь соцобъектов, в том числе школ, и мораторий на любую жилую застройку до их возведения. Эта проблема стоит очень остро в Новой Москве в связи с ее активной коммерческой застройкой и ухода застройщиков от своих обязательств. Соцобъекты, школы в первую очередь, либо вообще не строятся, либо переносятся на последнюю очередь строительства. Почему при застройке нельзя просчитать количество мест для учеников? Это помогло бы решить проблемы, но никто над этим не задумывается. И ещё департамент образования не должен подавать приятные стройкомплексу цифры о достаточности мест в школах, когда по факту это совершенно не так», - считает депутат Мосгордумы Елена Янчук.
Когда наступят иные времена, сказать трудно. Остается надеяться на закономерность: гиганты в природе часто вымирают, поскольку не могут приспособиться к изменениям в окружающей среде.