Posted 30 июля 2021, 08:56
Published 30 июля 2021, 08:56
Modified 7 марта, 13:24
Updated 7 марта, 13:24
Иван Петровский
В городе Бузулук Оренбургской области конкурируют две крупные агрохолдингововые компании. Обе хотят построить здесь свои предприятия по переработке масличных культур. В споре за территорию участвует группа компаний «Нижегородский масложировой комбинат» (НМЖК), один из ведущих российских производителей масложировой продукции. Конкурент - компания "Астон" Вадима Викулова, крупнейший экспортер подсолнечного масла и зерна в России.
Такой ажиотаж объясняется довольно просто — город обладает набором стратегических преимуществ для производителей и переработчиков подсолнечника и других масличных культур. Бузулук является центром производства подсолнечника в Оренбургской области и расположен недалеко от границ Самарской области – оба региона входят в число лидеров по объемам производства подсолнечника в России. Кроме того, здесь есть железнодорожная ветка, специализированная площадка по хранению и обработке ж/д контейнеров, трасса, коммуникации, водные ресурсы и очистные сооружения, город обладает высоким кадровым потенциалом.
НЖМК заявляет о готовности построить в Бузулуке крупнейший в России комплекс по производству и глубокой переработке масла. В него войдут как маслоэкстракционный завод, так и мощности для производства продукции в потребительской таре – фасованного растительного масла, майонезов, соусов.
"Астон", в свою очередь, предлагает похожий, хоть и не столь масштабный проект.
Компания собирается построить в Бузулуке маслоэкстракционный завод, откуда сырое масло будет отправляться на экспорт. «В перспективе за строительством завода может последовать и создание логистического хаба, который будет ориентирован на экспорт», — говорит пресс-служба компании Астон.
Компания смогла на Петербургском экономическом форуме в июне 2021 года подписать с областью соглашение о намерениях. Но на тот момент это был единственный проект, который рассматривало руководство региона. Не прошло и месяца, как у губернатора и правительства появилась альтернатива, которую невозможно игнорировать.
Проект НМЖК более чем в два раза крупнее. Об этом можно судить по объемам инвестиций. Если "Астон" вкладывает 10,3 млрд руб. инвестиций, то нижегородская компания 23,4 млрд. руб. То же самое касается и ожидаемых налоговых выплат. НМЖК планирует отчислять в бюджет по 2 млрд рублей в год, Астон – 1 млрд рублей. НМЖК утверждает, что создаст 520 рабочих мест, причем откроет центр профессиональной переподготовки и обещает более высокие зарплаты, так как выпуск готовой продукции – масла, майонезов — это высокотехнологичное пищевое производство и требует высококвалифицированных специалистов. Астон заявляет о создании 319 рабочих мест.
НМЖК работает в Оренбургской области уже 18 лет - за это время компания построила маслоэкстракционный завод в Сорочинске, инвестировала порядка 10 млрд руб., реализовала с местными фермерскими хозяйствами партнерскую программу по выращиванию подсолнечника. Для Астон Оренбургская область – новый регион, компания базируется в Ростове-на-Дону и функционирует в основном в Ростовской области и в Краснодарском крае.
На сегодняшний день оба проекта прошли областные комиссии по оценке инвестпроектов и получили статус приоритетных. Теперь правительству региона придется выбирать, какой из них наиболее выгоден для региона, поскольку для двух проектов в регионе просто не хватит сырья - подсолнечника.
Отметим, что выделение земельного участка под проект – это вид государственной поддержки, главным принципом которой является рассмотрение заявок на конкурсной основе. По определению, процедура должна быть максимально прозрачной и открытой, иначе трудно будет избежать подозрений в коррупции и внимания правоохранительных органов. С конца прошлого года правительство РФ работает над созданием инвестиционного кодекса. Согласно ему, доступ к мерам поддержки ставится в зависимость от эффективности инвестпроектов и степени их полезности для государства.
Процедура определения победителя и рассмотрения заявок пока неизвестна. Возможно, для решения вопроса соберется специальная межведомственная комиссия или будут объявлены торги. Ясно одно: в условиях острой конкуренции конкурс должен проходить максимально открыто, ведь каким бы ни было решение, не исключено, что проигравшая сторона будет его оспаривать.