Posted 28 июля 2021, 15:59
Published 28 июля 2021, 15:59
Modified 7 марта, 13:25
Updated 7 марта, 13:25
Сергей Крон
Сегодня это не секрет – Советский Союз помог Китаю в создании ядерного оружия. Хотя надо отдать должное первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущев, который еще весной 1953 года призвал китайское руководство отказаться от этой идеи. Он считал, что для создания своей бомбы у Китая как у СССР «нет сильного научного и промышленного потенциала». Тем не менее, Хрущев, обещал оказать содействие в создании гражданских ядерных объектов. И вскоре тысячи советских специалистов-ядерщиков потянулись в КНР.
Не прошло и десяти лет, как бомба была создана. 16 октября 1964 года, премьер Госсовета Чжоу Эньлай от имени Мао Цзэдуна сообщил китайскому народу об успешном испытании первой китайской атомной бомбы.
Не так давно, пекинский телеканал CCTV-9 показал известное выступление Мао Цзэдуна, в котором он, в частности, сказал:
«В мире насчитывается 2,7 миллиарда человек: не имеет значения, если некоторые будут убиты. Китай имеет население в 600 миллионов. Даже если половина из них погибнет, все еще останутся 300 миллионов человек. Я не боюсь ядерной войны».
То ли выполняя заветы «великого кормчего», то ли опасаясь иностранной военной угрозы, Китай в последний год начал активно наращивать свой ядерный потенциал. К такому выводу пришли исследователи Ганс Кристенсен и Мэтт Корда из Федерации американских ученых (FAS). Кстати, это уже второй масштабный позиционный район, обнаруженный специалистами за последние недели.
По предварительным данным, секретный район расположен в пустыне к юго-западу от города Хами. По площади он занимает около 800 кв. км. Там на небольшом расстоянии друг от друга всего планируется возвести 110 пусковых шахт. Над 14 уже построены временные укрытия купольного типа, еще на 19 ведутся инженерные работы.
О первом полигоне, расположенном недалеко от города Юймэнь в провинции Ганьсу, стало известно из доклада Центра Джеймса Мартина по изучению проблем нераспространения в конце июня. По предварительным данным, объект в Юймэне рассчитан на 120 шахт для МБР. Он находится в более продвинутой стадии строительства, чем «поле» в Хами. Контур и сетка обоих районов похожи на объект близ города Иланьтай в китайском автономном районе Внутренняя Монголия, где, по данным газеты The Times, ранее была одна учебная шахтная пусковая установка, а с начала этого года ведутся работы по возведению еще 16 шахт.
Обнаружение новых позиционных районов позволило экспертам FAS сделать вывод и о «наиболее значительном расширении китайского ядерного арсенала за всю историю».
КНР не раскрывает параметры своего ядерного потенциала. На Западе озвучена цифра в 350 ядерных зарядов. При этом в докладе Пентагона за 2020 год сообщалось, что ядерный потенциал КНР приблизительно оценивается в районе 200 боеголовок. Если во все новые шахты будут загружены DF-41, способные нести несколько боеголовок, количество боезарядов на китайских МБР может увеличиться до более чем 800.
Эксперты отмечают, что даже при таком сценарии китайский ядерный потенциал будет в разы меньше российского и американского, оцениваемого примерно в 4 тысячи развернутых и неразвернутых боеголовок. Но столь значимое наращивание арсенала позволит Китаю оставить далеко позади две другие официальные ядерные державы - Францию (290) и Великобританию (225). А главное — скачок потенциала китайских стратегических вооружений станет серьезнейшей угрозой для США. Ведь ракеты DF-41 способны поражать цели на расстоянии более 14 тыс. км.
Публикуя информацию о якобы обнаруженных из космоса в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР пусковых шахтах, у журналистов The Times возник законный вопрос: а не блефует ли военное руководство Поднебесной? Ведь ранее китайцы неоднократно прибегали к такому приему для защиты своих стратегических сил.
- Конечно, большая часть этих шахт создается с целью маскировки. Но даже если реальные ракеты будут установлены в 10-20% от их общего числа, то мы имеем дело с весьма существенным (на 100-200 боеголовок сразу) ростом китайского ядерного потенциала, - заявил «НИ» заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Василий Кашин.
На данный момент становится все более очевидно, что Китай пытается стать третьей великой ядерной державой, сравнимой с Россией и США, считает эксперт. По его мнению, появление третьей ядерной сверхдержавы приведет к трансформации всей системы международных отношений и потребует совершенно новых подходов к вопросам стратегической стабильности и контроля над вооружениями.
Василий Кашин отметил, что Китай с российской помощью строит систему предупреждения о ракетном нападении, включающую в себя наземный и космический эшелоны. Наряду с масштабным строительством шахтных пусковых установок для твердотопливных МБР. Это позволило эксперту предположить, что Китай готовится к принятию новой концепции ответно-встречного удара.
- Нынешний характер строительства китайских стратегических ядерных сил позволяет говорить о том, что они направлены главным образом против США. Приоритетом является развертывание МБР, способных доставить максимальную полезную нагрузку на американских континент. Для сдерживания России Китаю было бы рационально увеличивать количество баллистических ракет средней дальности в ядерном снаряжении. Такие ракеты дешевле, мобильнее и способны достигать большинства потенциальных целей на российской территории. Однако при развертывании баллистических ракет средней дальности КНР делает ставку главным образом на неядерные высокоточные системы, - заявил «НИ» зам. руководителя Центра комплексных европейских и международных исследований.