Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на данные пресс-служба вуза, понятие «историческое прошлое» объединяет три объекта.
«Первый — это история, то есть само прошлое, объективное и нейтральное. Это процессы, сделавшие нас теми, кто мы есть», — говорится в сообщении.
Для этого объекта характерно то, что стремятся познать профессиональные историки. Осознание этого прошлого требует научного подхода, поскольку люди не могут в буквальном смысле слова вернуться в ту реальность и своими глазами узреть, что происходило, например, тысячу лет назад.
Второй объект, по словам доцента кафедры философии СФУ Григория Илларионова, это традиция — то, что пришло к потомкам из прошлого передано в виде каких-то знаний.
Третий объект представляет собой так называемую «культурную память» — совокупность доступных людям воспоминаний о прошлом. Эта память не тождественна самому прошлому. Конфликты вокруг прошлого обычно вызваны смешением трех объектов, или выдачей одного за другое. Такое смешение может проходить как намеренно, так и неосознанно.
Особенность человеческого восприятия такова, что люди нередко принимают «культурную память» за реальную историю. И в их памяти сохранившиеся воспоминания о событиях вытесняют то, что было на самом деле. Это приводит к определенным искажениям и созданию мифологических образов, эпоса о великих победах и других событиях.
Сохранившиеся мифы проникают в сознание и начинают восприниматься им как реальная история, провоцируя конфликты и противоречия между людьми с различным мировоззрением, мировосприятием и жизненным опытом.
«Как только люди научились создавать тексты — зафиксировали передававшиеся ранее из уст в уста мифы, легенды, создали героические эпосы, отношения с прошлым стали опосредованными. Носителем прошлого оказался уже не сам рассказчик, а произведения, тексты», — отмечает исследователь.
Он полагает, что следствием этого стало изменение естественного восприятия прошлого.
«Связь с прошлым осуществляется теперь через посредника — текст, изображение, набор символов и кодов. Прошлое воспринимается как внешнее, не являющееся частью нас самих», — полагает Илларионов.
В исследовании этой теории принимали участие научные работники из СФУ, Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно–Ясенецкого, Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева и Красноярского государственного аграрного университета.
Ранее сообщалось, что способности человека к осознанию и восприятию окружающей действительности существенно зависят от методов воспитания в детстве и внешней среды. Так, ученые выявили причинно-следственную связь между когнитивными способностями человека и прогулками на свежем воздухе в лесу. Как гласят результаты исследования ученых из Университетского колледжа Лондона, жизнь возле большого количества зеленых насаждений и регулярные прогулки по лесу благоприятно сказываются на когнитивных способностях детей.
Итоги исследования, опубликованные в издании Nature Sustainability, показали, что дети, которые регулярно посещают лес или находится вблизи природы, обладают на 16% более высокими показателями когнитивного развития и меньшими рисками развития эмоциональных и поведенческих проблем во взрослой жизни, в отличие от детей, которые большую часть времени проводят в городских условиях.