Юлия Сунцова
Инцидент произошел в аэропорту Волгограда 18 июля этого года. Ольга К., гражданка России и ФРГ, должна была лететь из областной столицы транзитом через Москву в Мюнхен.
По месту регистрации в Германии, где она прожила большую часть своей жизни и давно имела там второе гражданство, женщина была записана на ежегодное медицинское обследование. Серьезные медицинские диагнозы требуют постоянного наблюдения с последующим лечением. В Россию, на малую родину в Волгоград, она прилетала на полгода - поухаживать за престарелой мамой.
К отъезду Ольга подготовилась со всей ответственностью и выполнила, казалось бы, все действующие в обеих странах предписания по перевозкам с учетом ситуации с эпидемией.
- Я сдала ПЦР-тест на коронавирус, результат - отрицательный. Кроме этого, провакцинировалась "ЭпиВакКороной" (первая доза 30 апреля, вторая - 21 мая), о чем свидетельствует прививочный сертификат, заверенный и переведенный на английский язык и присвоенный QR-код. Соответственно с распечатками всех этих справок и документов, с маршрутной квитанцией, с двумя паспортами я прибываю в аэропорт Гумрак, на регистрации получаю посадочный талон, прохожу пограничный контроль и иду в чистую зону. В ковидное время я летела уже не первый раз и представляла, куда и какие бумажки требуются. Я соблюла все требования, необходимые для авиаперелета из Российской Федерации в Германию и последующего въезда на территорию ФРГ, - рассказывает собеседница.
Перед выходом на трап улетающих еще раз проверяли представители "Аэрофлота". И тут нашей пассажирке крупно не повезло. Сотруднику Андрею Ерохину не понравилось, что ПЦР-тест Ольги истекает во время перелета, за 30 минут до посадки в Германии, а прививка "ЭпиВакКороной", по его словам, вообще не действительна в Европе, и для посадки на рейс требуется вакцинация Pfizer.
Сотрудник лаконично сообщил пассажирке, что этим рейсом она не летит и аннулировал посадочный талон. Ольга была удивлена "новеллами" авиакомпании. "Настоящая шоковая терапия, за 30 лет перелетов с такой ситуацией в России, с таким сотрудником, из-за которого целая компания теряет лицо, сталкиваюсь впервые", - комментирует пострадавшая.
- Тест был выполнен 15 июля в 11:18 часов, результаты теста были получены 16 июля в 21:10 часов, то есть после пересечения германской границы он был бы еще действителен в течение 10 часов. Мои доводы Ерохин проигнорировал в грубой форме. Согласно российскому законодательству, на внутренних рейсах сдача ПЦР-теста на коронавирус SARS-CoV-2 вообще не требуется. Кроме того, у меня была возможность сдать экспресс-тест ПЦР непосредственно в аэропорту «Шереметьево» во время пересадки, если уж были у Ерохина какие-то сомнения на этот счет, он мог бы сообщить об этой возможности, но умолчал. Что касается прививки Pfizer - на территории России она не сертифицирована, сотрудник авиакомпании, выходит, вообще дал граничащий с законом совет, - рассказывает Ольга.
Согласно правилам на въезд в Германию, принятым Министерством внутренних дел ФРГ и Министерством здравоохранения ФРГ, прибывающие из Российской Федерации как страны с высокими показателями заболеваемости должны иметь при себе отрицательный ПЦР-тест, полученный не позднее 72 часов на момент въезда, либо антиген-тест, свежестью не более 48 часов. Но (!) пандемийные ограничения на въезд не распространяются на граждан ФРГ, возвращающихся в страну, что и имело место в случае с Ольгой. Это нюанс, по-видимому, Андрей Ерохин упустил, а извиниться впоследствии - не хватило сил.
После снятия с рейса пассажирка связалась с представителями ПАО «Аэрофлот» в московском аэропорту Шереметьево. Те извинились за действия сотрудника и подтвердили, что его действия неправомерны. Сотрудники аэропорта в Волгограде помогли пассажирке переоформить вылет в Москву следующим по расписанию рейсом.
- Перебронирование вылета из Волгограда в Москву и из Москвы в Мюнхен - 3370 рублей. Повторный срочный ПЦР-тест в аэропорту «Шереметьево» - 2400 руб. Вынужденная ночевка в Москве + трансфер из аэропорта «Шереметьево» в город и обратно через Яндекс.Такси - 3500 руб. Новый билет на железнодорожный трансфер в Мюнхене - из аэропорта «Franz-Josef Strauss» к автовокзалу - 13,40 евро (1200 руб). Новый билет на автобус из Мюнхена в город Фридрихсхафен перевеозчиком FlixBus - 16 евро (1476 рублей). Итого: вынужденных расходов в связи с отказом в посадке - 11.946 рублей, плюс сумма - за причиненный моральный вред, - с немецкой точностью подсчитала Ольга сумму понесенных убытков и отразила их в жалобе "Аэрофлоту".
Кроме этого, из-за действий сотрудника "Аэрофлота" может быть пропущена запись на обследование в медицинской клинике в Германии, что повлечет за собой дополнительные расходы, а существенное время ожидания новой записи к профильным специалистам и перенос сроков лечения и эмоциональные переживания на этот счет могут вылиться в негативные последствия для здоровья, рассуждает Ольга.
Днем позже Ольга добралась до Германии. Но осадок остался. Она подала жалобу и ожидает от авиакомпании возмещения дополнительных расходов и какой-то реакции на произошедшее.
- В случае, если адекватного ответа от "Аэрофлота" не последует, буду обращаться в суд с исковым заявлением, а также с жалобой в Российско-Германскую внешнеторговую палату и в Посольство ФРГ в России непосредственно к послу Геза Андреасу фон Гайеру для защиты своих прав и законных интересов, Хочется, конечно, чтоб по отношению к Ерохину были приняты дисциплинарные меры, соразмерные его неподобающим поведению и общению с клиентами и допущенным нарушениям целого ряда должностных инструкций, - говорит Ольга.
"Аэрофлот" пока что информировал пассажирку промежуточным ответом: претензия направлена на рассмотрение в департамент по управлению качеством продукта ПАО "Аэрофлот", ответить постараются в возможно короткие сроки, но не исключено, что на это потребуется и весь отведенный Воздушным кодексом РФ 30-дневный срок.
"Новые Известия" направили запрос в ПАО "Аэрофлот" с просьбой обозначить свою позицию по конфликту сотрудника с пассажиркой в аэропорту Волгограда. На момент публикации ответа не поступило.