Posted 19 июля 2021, 09:23
Published 19 июля 2021, 09:23
Modified 7 марта, 13:36
Updated 7 марта, 13:36
Как сообщают РИА Новости, премьер-министр России Михаил Мишустин определил кураторов российских федеральных округов на уровне вице-премьеров, должности распределились между вице-премьерами.
Так, Виктория Абрамченко станет куратором Сибирского федерального округа и сможет комплексно подойти к решению вопроса сохранения экологического баланса в Сибири. «Вице-премьер родилась в Сибири, хорошо знает округ, который ей предстоит курировать».
Курировать Северо-Западный федеральный округ, как сообщает газета, будет Татьяна Голикова, которая сейчас отвечает за здравоохранение и образование. Это объясняется тем, что в округе сосредоточены производства жизненно важных вакцин и лекарств, а также там находятся крупные вузы.
Курирующий в правительстве работу Минфина Дмитрий Григоренко будет отвечать за Центральный федеральный округ. Это назначение связывают с тем, что ЦФО — один из ключевых источников доходов федерального бюджета. Юрий Трутнев останется куратором Дальнего Востока. Ранее он курировал Северо-Кавказский федеральный округ, а также Арктику.
По данным издания, вице-премьер по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов будет курировать Уральский федеральный округ, потому что ведущее место в экономике региона занимают промышленное производство и основные предприятия оборонно-промышленного комплекса. Вице-премьер по ТЭКу Александр Новак станет куратором Северного Кавказа, так как "один из ключевых вопросов для этой территории — стабилизация топливно-энергетического комплекса".
Отвечать за Южный федеральный округ будет Марат Хуснуллин, так как развитие туристического потенциала территории связано со строительством и, в том числе, с транспортной инфраструктурой.
А куратором Приволжского федерального округа будет вице-премьер по вопросам цифровой экономики и инновациям Дмитрий Чернышенко, потому что на регион «приходится около половины объема российского экспорта технологий», а также «в Татарстане будет центр подготовки специалистов в области цифровой экономики и информационных технологий».
В эфире радио Sputnik заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН, кандидат политических наук Павел Фельдман прокомментировал нововведение.
"Думаю, что это большой управленческий эксперимент. Правительство РФ по своей структуре всегда было подвижным, оно менялось. Да, возникает риск, что будет некое управленческое дублирование, но в любом эксперименте нужно время. Время есть – как минимум два месяца до выборов в Госдуму, после которых будут подведены итоги этой интересной управленческой схемы. Скорее всего, кураторы, назначенные в регионы, будут отвечать не за все вопросы, а за те целевые направления, которые относятся к сфере их компетенции. Будет некая профилировка регионов России, и она станет более глубокой. Видимо, через вице-премьеров – кураторов для реализации этих профильных направлений пойдут очень серьезные деньги, возможно, в рамках национальных проектов", – сказал Павел Фельдман.
Другие эксперты отнеслись к этим назначениям достаточно критически. Так, политолог Алексей Минеев считает, что «закрепление Мишустиным «курирования» вице-премьерами Правительства за федеральными округами — ни о чём, ведь там уже есть/были «курирующие» полпреды Президента. На примере полпреда в ДФО Трутнева, совмещающего должность с должностью вице-премьера Правительства, даже при наличии госпрограммы опережающего развития Дальнего Востока — эффекта нет…»
Другой политолог, Аббас Галлямов считает, что результатом реформы станет очередное «административное уродство», которым, впрочем, в России никого не напугать:
«Бюрократ так устроен, что если на него возложить официальную ответственность за что-то, то он именно этим чем-то и будет заниматься. А на всё остальное забьет.
Недавно Путин заявил, что распределит между членами правительства российские регионы - с тем, чтобы они их курировали. Сегодня Мишустин подписал соответствующее распоряжение.
Теперь, например, Голикова - та самая, что отвечает в правительстве за здравоохранение и образование, - будет курировать регионы Северо-Западного федерального округа, а ответственный за стройку вице-премьер Хуснуллин - опекать Южный федеральный округ. Ну и так далее.
Что мы получим в результате столь странного скрещивания принципов отраслевого и территориальных кураторств? А то, что по вопросам, курируемым Голиковой, представителям других, помимо СЗФО, округов к ней теперь вообще можно будет не соваться. Заниматься ими она будет по остаточному принципу. В этом смысле учителя и врачи из регионов Северо-Запада оказались в явном выигрыше. Зато местным строителям придётся отныне гораздо сложнее. Заполучить внимание профильного вице-премьера им сейчас будет совсем непросто. У него есть ЮФО, за которое он официально отвечает, а просители из иных федеральных округов пусть к своим кураторам идут.
В общем, если указанная схема просуществует какое-то более-менее длительное время, то в России возникнет окружная специализация. В СЗФО будут лечить и учить; в ЮФО строить, а в ПФО, например, всем придётся заниматься развитием цифровых технологий, потому что курирующий эту сферу вице-премьер Чернышенко будет теперь отвечать за Поволжье.
Дело в том, что ничто не возникает из ничего, всё всегда делается за счёт чего-то. Приоритетные проекты - за счёт неприоритетных; курируемые направления - за счёт некурируемых.
Написанное очевидно любому, кто дружит со здравым смыслом, но российские власти, очевидно, к их числу не относятся. На самом деле, конечно, и они всё это понимают, просто по-другому не могут. Перед ними сейчас стоит чрезвычайно сложная задача - продемонстрировать требующему перемен обществу хоть какое-то подобие реформ, ничего в реальности при этом не меняя. Президент ведь настроен консервативно, для него главное - стабильность. Перераспределение «курирования» в этой ситуации является единственным доступным аппарату инструментом действия.
Результатом, конечно, будет административное уродство, но кого и когда в России это пугало…»
Политолог Дмитрий Михайличенко и экономист Александр Баврин назвали вице-премьеров, выступающих в новом качестве, «кураторами бюджетных потоков»:
«Это решение – дальнейшее усиление сверхцентрализации.
Все деньги концентрируются у правительства, а возможности регионов самостоятельно зарабатывать и привлекать инвестиции ввиду ковидокризиса и геополитической ситуации становятся все более призрачными.
Этатистская (огосударствленная) экономика в кейнсианском виде – отвечает интересам королей госзаказа, ставленниками которых многие вице-премьеры и являются.
Федеральные элиты не хотят делиться ресурсами с региональными акторами и губернаторами. Соответственно, усиливается контроль за распределением средств. Это не про прозрачность и эффективность, это про сверхцентрализацию и усиление собственных аппаратных позиций.
Реализация инфраструктурных и нацпроектов в регионах становится еще более жестко подконтрольной правительству. В качестве основы такого подхода положена ролевая модель вице-премьера Ю. Трутнева, который ответственен на Дальнем Востоке за все и обладает очень серьезным объёмом полномочий.
Сейчас вице-премьеры получают шанс стать хозяевами регионов, входящих в их федеральный округ. Впрочем, аппаратный вес некоторых вице-премьеров недостаточен для того, чтобы это реализовать. Здесь возможны и конфликты, и ротация в правительстве, но выстраиваемая конструкция носит долгосрочный характер.
Решение назначить куратором Приволжского федерального округа Д. Чернышенко, а не М. Хуснуллина – представляется верным. Не следовало слишком усиливать татарстанские элиты, которые, в случае назначения М. Хуснуллина, приобретали бы дополнительные инструменты влияния на соседние регионы ПФО (Башкортостан, Чувашия, Мордовия и др.). Чернышенко же будет равно удален от всех губернаторов ПФО…»
А политолог Роман Алехин нашел «рациональное зерно» в этих назначениях:
«Вполне ожидаемо округа получат «крен в сторону специализации» нового куратора от Правительства. При этом, вице—премьеры подобраны таким образом, чтобы «локализовать» ключевые проблемы на местах (Кавказ — проблемы со стабилизацией энергетического комплекса, Юг — строительный хаос, Урал — требуемый промышленный рывок).
При этом, новая функция вице—премьеров в качестве «наставников» бьет по авторитету полпредов Президента. Фактически, от полпредов утекает контроль за реализацией исполнительной части работы субъектов. Более того, назначение новых кураторов могут стать триггером для кадровых перестановках высших должностных лиц регионов. Появление вице—премьеров в округах, в ближайшее время станет стресс — тестом для устоявшейся региональной политики во взаимоотношения федцентр — регион…»