Виктор Кузовков
Его презентация состоится уже 20 июля, на международном авиакосмическом салоне МАКС-2021. Помимо пресс-релиза, корпорация представила тизер, на котором, правда, не было самого самолета, но было заметно желание заинтриговать новинкой зарубежного покупателя. А через несколько дней в сети появились первые фото неизвестного самолета, сильно задрапированного чехлами, и нам, наконец-то, представилась возможность более-менее внятно проанализировать эту новость.
Да, безусловно, это сенсация. Принципиально новая боевая машина – это вам не шутки. Долгие годы нам показывали очередные модернизации еще советских платформ Су-27 и МиГ-29 – для своего времени, безусловно, отличных, но все-таки уже изрядно устаревших. Настоящей новинкой стал только Су-57, двухмоторный многоцелевой стелс-истребитель пятого поколения, но будем откровенны – на момент показа он уже был достаточно широко известен, его ждали и о нем относительно неплохо знали.
А тут, как снег на голову – принципиально новый боевой самолет, причем, сразу как минимум в виде полноценного (возможно, и летающего) прототипа. Экспертное сообщество, конечно, знало о том, что в недрах ОАК идет разработка одномоторного стелс-истребителя, об этом говорил и глава «Ростеха», Сергей Чемезов, но все почему-то были уверены в том, что ожидать этой разработки еще не один год. Уверенности в этом добавляло относительно недавнее появление истребителя МиГ-35, претендующего именно на нишу недорогого легкого истребителя. Казалось бы, зачем тратить силы на заведомо не очень современный МиГ-35, если уже буквально на подходе новая машина?
Но, тем не менее, российские оборонщики смогли удивить. Нельзя сказать, что удивление было однозначно приятным, вопрос о потраченных на МиГ-35 средствах все еще висит в воздухе, да и наши попытки навязать его своим традиционных партнерам выглядят сейчас не самым лучшим образом, но факт, как говорится, налицо – это было неожиданно и интересно.
Если внимательно посмотреть на фотографии из Жуковского, можно рассмотреть следующее: перед нами одномоторный самолет, аэродинамическая схема которого подозрительно напоминает американский истребитель F-35. Одно сопло, два воздухозаборника, двухкилевая схема заднего вертикального оперения с характерным развалом килей, визуально схожее соотношение длины и размаха крыльев – некоторые шутники уже проходятся по внешнему виду «русского F-35», и у них, скажем прямо, есть для этого все основания. Но пока оставим иронию – если схема признана удачной, то не заимствовать её просто грех. Немного жаль диванных «экспертов», успевших вылить на F-35 тонны желчи, которым сейчас придется переобуться на сверхзвуковой скорости, но им, скорее всего, не привыкать…
Итак. На данный момент нам известно, из прежних заявлений высокопоставленных российских военных и чиновников, что в недрах Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) разрабатывается легкий одномоторный истребитель с пониженной радиолокационной заметностью. Максимальная взлетная масса нового истребителя оценивалась в 18 тонн, хотя можно допустить, что это не максимальная, а нормальная взлетная масса. При производстве планировалось максимально использовать опыт ОКБ «Сухого», полученный при создании многоцелевого тяжелого истребителя пятого поколения Су-57. Уточнялось, что речь может идти об использовании композитных материалов в конструкции, некоторых инженерных решениях, вооружении, системах управления и авионики, а также двигателе. Также говорилось о том, что истребитель должен быть создан сразу в двух вариантах – пилотируемом и беспилотном.
По представленным фотографиям, конечно, сложно судить о том, насколько полно опыт создания Су-57 использовался в новой разработке, но пока очевидно следующее – речь действительно идет об однодвигательном истребителе с пониженной радиолокационной заметностью. Его двигателем, скорее всего, станет двигатель второго этапа для истребителя Су-57, или «Изделие 30», как его часто называют в российских СМИ. В пользу последнего говорит то, что форсажная тяга этого двигателя составляет как раз искомые 18 тонн. А кроме того, в настоящий момент у нас просто нет двигателя, который бы лучше удовлетворял требованиям. В данном же случае, кроме мощности, можно отметить изменяемый вектор тяги, значительно больший ресурс и более высокую топливную эффективность. Из минусов отметим разве что такой «пустяк», как до сих пор не налаженное серийное производство этого авиамотора, но допустим, что это действительно временная трудность.
Разработчики обещали дать этому истребителю сверхманевренность и отличные взлетно-посадочные характеристики. Изменяемый вектор тяги как бы намекает нам, что эти параметры должны быть на высоте. Некоторые формы самолета подсказывают, что вопрос радиолокационной скрытности также учтен и новый самолет должен быть в этом смысле, как минимум, значительно лучше предшественников из четвертого поколения.
В принципе, на первый взгляд похоже, что разработчики действительно сделали то, что обещали. Причем, именно сделали – судя по фото, перед нами не павильонная модель, а реальная боевая машина, которую на тягаче буксируют по рулежным дорожкам. Не факт, конечно, что мы увидим её в воздухе уже 20 июля, но теперь и удивляться этому не придется – перед нами, как минимум, летающий прототип, готовый к испытаниям. А как максимум, это уже предсерийный образец, который часть испытаний уже прошел.
Судя по представленному тизеру, где фигурировали такие государства, как ОАЭ, Индия, Вьетнам и даже Аргентина, «Ростех» нацелен, в первую очередь, на экспорт данного истребителя. Для кого-то это, возможно, признак некой «ущербности», но не будем спешить с выводами. Прежде всего, отметим, что те времена, когда страны условного «третьего мира» готовы были покупать любой «хлам», лишь бы он летал и ревом двигателей наводил ужас на дикие соседские племена, давно канули в Лету. Сейчас покупатель избалован предложениями сразу нескольких разработчиков авиатехники, и конкуренция на этом рынке очень жесткая. Поэтому экспортные модели сейчас, зачастую, отличаются не худшими характеристиками, а, скорее, другими. И достигается это не за счет какого-то ухудшения конструкции, а за счет чуть менее современного оборудования и вооружения, которое на этот самолет устанавливается.
Необходимо признать, что именно с точки зрения экспорта появление новой машины очень своевременно. Традиционные наши экспортные машины, а именно модификации многоцелевого Су-27, давно прошли пик своей популярности. На рынке сейчас можно найти американские F-35, французские «Rafale», шведские «Gripen», а на подходе целый список наименований истребителей из Южной Кореи, Японии, Китая и даже, возможно, более экзотических в плане авиастроения государств, вроде Турции. Понятно, что российские производители должны были менять модельный ряд своих истребителей, чтобы хотя бы попытаться удержаться на рынке.
В этом смысле концепция легкого одномоторного истребителя с довольно широкими возможностями подходит, без преувеличения, идеально. Не все могут себе позволить Су-57, для нас самих он дороговат. Один двигатель, меньшие габариты, чуть меньшие, вероятно, возможности при работе по наземным или надводным целям, но отличные возможности в области ПВО – это выглядит неплохим вложением денег. А если добавить к этому управляемый вектор тяги и низкую радиолокационную заметность, получается не просто хорошо, а еще и с гарантией, что покупка не устареет буквально в первые несколько лет после приобретения.
Строго говоря, если все именно так, как кажется, то специалисты «Сухого» на данный момент обставили всех. Американский F-35 вряд ли когда-нибудь сможет конкурировать с нашей новинкой по цене. Да и приобрести его совсем не просто – обычно это обусловлено целым рядом политических условий, пойти на которые готовы не все. Что же касается других участников рынка, тех же французов или шведов, то их машины, хоть и совсем не плохи в своем классе, уже сейчас заведомо уступают новинке с точки зрения скрытности и маневренности.
Разумеется, на деле все может оказаться не так радужно, ведь новый самолет нужно еще довести до серийного производства. А с этим, как водится, могут возникнуть проблемы. Причем, не только у нас, как показывает опыт того же американского F-35. Но рискнем предположить, что эти проблемы будут вполне решаемыми, ведь большая часть технологий и решений, примененных в новом легком истребителе, действительно уже отработана на Су-57. А новая компоновка, инженерные решения и ухищрения всегда создают чуть меньше проблем, чем, например, повышение рабочей температуры двигателя на пару сотен градусов.
Поэтому будем надеяться, что на новом витке развития авиации у нас получится что-то, похожее на американский F-16 в прежнем поколении – относительно дешевая, надежная, эффективная многоцелевая «рабочая лошадка» ВВС. Точнее, в нашем случае, уже ВКС. Ведь экспорт, конечно, позволяет нашим оборонщикам намазывать на хлеб слой красной икры, но и наши внутренние потребности в недорогом и эффективном истребителе тоже не стоит сбрасывать со счетов.