Виктория Павлова
Раньше федеральный бюджет находился в состоянии дефицита, и выполнял свои обязательства, в том числе по финансированию здравоохранения и соцподдержке, только благодаря росту госдолга. Теперь все наоборот. Минфин за 6 месяцев собрал 11,264 трлн рублей. Это на 2,1 трлн рублей или на 23% больше, чем в первом полугодии 2020 года. Финансисты могут гордиться такими показателями, ведь они даже превосходят на 18% значение докризисного 2019 года. Нефтегаз приносит ежемесячно порядка 600 млрд рублей, сборы НДС выросли на 27% - спасибо постоянно растущим ценам на товары. Акцизы и налоги на прибыль добавили 18% (у некоторых крупных компаний, например, металлургов и производителей удобрений прибыли растут, как на дрожжах), таможенные платежи по импорту выросли на 70% - импортозамещение кардинально ситуацию не изменило.
Чиновникам и силовикам – все, медикам и социально незащищенным – все, что осталось
Но, загребая деньги лопатой, Минфин не торопится их тратить. Расходы выросли по сравнению с прошлым годом только на 6% - до 10,638 трлн рублей. Радуются строители: реализация крупных инфраструктурных проектов увеличила расходы на «национальную экономику» в 1,5 раза - до 1,507 трлн рублей. Радуются чиновники и госслужащие: суды получили дополнительно 5,4 млрд рублей, налоговики, таможенники и контролирующие органы – 7 млрд рублей, МИД получил прибавку в 41 млрд рублей, а ЦИК – 6,5 млрд рублей. Радуются силовики – на национальную безопасность и правоохранительные органы добавили 45 млрд рублей (на МВД, Росгвардию, ФСБ, ФСИН выделили 1,005 трлн рублей).
А вот у медиков, к сожалению, нет поводов для радости. Финансирование здравоохранения было сокращено на 81 млрд рулей или на 13% - до 573 млрд рублей. Это при том, что Россия в начале текущей недели вышла на второе место в мире по числу смертей от ковида, обогнав Бразилию и даже Индию. Впереди только Индонезия. Экономить на медицине в таких условиях как минимум странно.
В стороне от денежных потоков осталась и соцподдержка. За полгода на неё было потрачено 3,046 трлн рублей, это на 4,8% меньше, чем в прошлом году. Причём динамика соцрасходов негативная. В июне правительство выделило для этих целей на 9% меньше денег, чем в мае, и на 26% меньше, чем в июне 2020 года. И хоть в Минфине наблюдают «радужную траекторию» роста экономики, зарплаты толком не увеличиваются (Минэкономразвития прогнозирует в ближайшие 4 года самый медленный рост зарплат за 20 лет, не считая кризиса 2014 года), а реальные располагаемые доходы населения и вовсе падают. Без денег остались и регионы: трансферты сократились на 31% до 490,9 млрд рублей. Только вот ответственности у этих регионов перед населением меньше не стало – заболеваемость коронавирусом растёт везде.
Причины скупости Минфина
Жадность правительства партнёр ФБК, директор Института стратегического анализа Игорь Николаев связывает с тем, что стремление экономить для Минфина – это привычное и неизбежное явление.
- Традиционно, вопреки планам Минфина, сначала деньги не выбираются, а в конце года активно тратятся. Этот год не является исключением – так было, есть, и нет оснований говорить, что так не будет. У Минфина в любой момент могут попросить дополнительные средства, чтобы он их изыскал, поэтому он ведет соответствующую политику. В ведомстве понимают, что нужно иметь какие-то резервы в условиях, когда неопределенность с пандемией сохраняется, и не только сохраняется, а с июня резко ухудшается и растет вероятность того, что вновь будут локдауны.
А независимый аналитик Дмитрий Милин поясняет, откуда у Минфина взялись лишние средства, и почему ведомство именно так расставило акценты при распределении доходов, отдав предпочтение чиновникам, а вовсе не врачам и населению.
- Наши чиновники, а правительство это «передовой отряд» российского чиновничества, считает каждый̆ рубль в кармане российского гражданина или на счете российского предприятия своим личным оскорблением. Поэтому правительство с помощью «карманной̆ Думы» постоянно повышает налоги и поборы. Так как в нашей̆ стране спрашивать отчета от правительства и остальных властей не принято, то никакое увеличение поступлений налогов не только не приводит к увеличению социальных расходов, но и не приводит к реализации никаких громко объявленных проектов. Если вы помните, то реализацию Национальных проектов, ради которых нам повысили НДС на 11%, перенесли с 2024 года на 2030-й, убрав все промежуточные количественные этапы в надежде, что к 2030-му году никто не вспомнит о них. Отчет по исполнению национальных проектов ведется не по достигнутым результатам, а по объемам «освоенных» чиновниками средств.
С точки зрения бухгалтерии между социальными статьями расходов и национальными мегастройками с материальным обеспечением силовиков разница колоссальная: у одних денег становится меньше, а у других – больше. Но Дмитрий Милин придерживается точки зрения, что результат в конечном итоге будет один – близкий к нулю.
- Бюджетные деньги исчезают десятками триллионов. Например, по предыдущей амбициозной программе перевооружения армии ГПВ-2016/2020 в ВС РФ не поставлены ни 2300 танков «Армата», ни 38 комплексов ПВО С-500, ни самолетов «5-го поколения» Су-57. Единственный серийный (что уже является анекдотом) Су-57 поставлен без штатного двигателя «второго этапа», который, собственно, и должен обеспечивать характеристики того самого «пятого поколения». А деньги на эту амбициозную программу (около 40 трлн рублей суммарно) уже потрачены.
Игорь Николаев обращает внимание на то, что правительство, судя по всему, находится в ожидании еще более катастрофического положения дел.
- Нельзя сказать, что у нас совсем нет социальной помощи людям в связи с пандемией, но то, что мы здесь в худшую сторону отличаемся от развитых стран – это факт. Если брать непосредственно социальную поддержку, то она у нас носит точечный характер – прежде всего поддерживаются семьи с детьми. Вроде бы беспроигрышный вариант. Но по факту получается то, что у нас поддержка действительно меньше, чем в других странах. Показатель динамики реальных располагаемых доходов населения говорит о том, что по 2020 году у нас они уменьшились на 3%, а, соответственно, в странах ОЭСР они выросли на 2,7%. То есть там в кризис доходы выросли, а у нас снизились. Пожадничали. Почему так делают – потому что хотят больше денег на черный день сэкономить. Правда, стоит вопрос – если это не черный день, то что тогда считать черным днем?
Ясно одно - Минфин экономить не может в принципе, ибо выхода, как выяснилось, у Антона Силуанова нет: слишком велика вероятность, что в любой момент руководство страны потребует изыскать дополнительные средства на что-то незапланированное. А вот распределение имеющихся денег по расходным статьям прекрасно демонстрирует отношение к людям, которые в условиях турбулентности на сырьевых рынках для правительства стали «новой нефтью». Просто бизнес, и ничего личного.