От "кола" до "пятерки": традиционные школьные оценки уходят из школы

15 июля 2021, 20:45
Минпросвещения отчиталось об улучшении предварительных результатов ЕГЭ в 2021 году. Они оказались по ряду предметов лучше прошлогодних. Тем временем, среди педагогов развернулась дискуссия об эффективности нынешней системы оценивания по 5-балльной системе. Принцип оценок вообще поставлен под вопрос.

Ирина Мишина

По большинству предметов результаты ЕГЭ-2021 совпали с прошлогодними, плюс-минус десятые доли балла. А по таким предметам, как литература, информатика, математика, физика, английский язык и обществознание, выросли. Чиновники из Минобрнауки поспешили рапортовать: «Наши учителя сдали этот экзамен на 100 баллов!».

Школьные оценки в последнее время действительно стали показателем работы в большей степени учителей, чем учеников.

«Учителей заставляют не ставить двойки и не оставлять учеников на второй год. Школа отчитывается об успеваемости и хочет быть на хорошем счету. Если низкая успеваемость – у директора могут быть проблемы. В результате отстающим натягивают тройки, вокруг этого возникают конфликты. У учителей, которые ставят двойки, конфликты с администрацией. Можно таким образом попасть в немилость. Ведь все школы борются за рейтинги. В этих условиях учитель обязан демонстрировать, что успехи растут, средний балл по классу увеличивается. Это условие заложено в положении о стимулирующих выплатах. Стимулирующие выплаты привязаны к успеваемости детей. И если оклад у учителя небольшой, он скорее всего будет завышать оценки, чтобы получить стимулирующие», - рассказала «НИ» ответственный секретарь межрегионального профсоюза педагогических работников «Учитель» Ольга Мирясова.

Недавно в соцсетях появился резонансный пост , в котором один из родителей возмущался, почему одноклассникам его дочери ставят только пятерки и четверки, а тем, кто не выполняет домашнее задание, двойки не ставят. «Те, кто учился в советское время, прекрасно помнят о том, что двоечники и второгодники в советских школах имелись. Их никогда не было очень много, тем не менее уже в 1990-е количество «неучей» стало стремительно снижаться. А к началу 2000-х двоечники и второгодники превратились фактически в элемент народного фольклора. Куда же они исчезли и что послужило тому причиной, неужели успехи системы образования?», - задается вопросом блогер.

Бытует мнение, что двойка – это способ воспитания ученика. Однако, если обратиться к истории, многие из известных людей отнюдь не блистали оценками в школе.

Интеллигентнейший Антон Павлович Чехов приносил двойки из школы регулярно. География и арифметика – предметы, из-за которых его дважды оставляли на второй год в третьем классе.

Основатель современного русского языка Александр Сергеевич Пушкин был настоящей головной болью преподавателей Царскосельского лицея. Они не находили оснований поставить ему даже двойку по математике – по этому предмету у Пушкина был «ноль».

Лев Толстой, создавший «Войну и мир», в школе не учился – в доме его родителей было достаточно нянек и гувернеров. Они не смогли привить ребенку любовь к наукам, и при поступлении в университет Толстой провалил географию. Благодаря влиятельным друзьям семьи, Толстой все же смог поступить, но учеба у него не пошла. Он провалил экзамены по истории государства российского и немецкий, и в итоге оставил учебу, не закончив второй курс.

Основоположник космонавтики Константин Циолковский, один из самых гениальных людей, когда-либо живших на планете, самоучка и двоечник. Причина в том, что ребенком он перенес скарлатину и из-за осложнений практически оглох. Одноклассники над ним смеялись, а учителей он сильно раздражал.

Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании, который привел свою страну к победам в двух мировых войнах и получивший в 1953 году Нобелевскую премию по литературе, был двоечником. В его аттестате написали: «Из 13-ти учеников – 13-й»...

Есть ли в современных школах двоечники и второгодники? Тотальное их исчезновение – преувеличение. В Электронном журнале в разделе «рейтинг ученика в классе» присутствует графа «Количество двоек». Двойки одноклассники моей дочери получают и, судя по грозным письмам учителей, достаточно часто. Правда, ее двойка к учебе отношения не имела. Двойку в этом году ей поставили за то, что у нее списала контрольную по математике соседка по парте. Ее одноклассница, изучающая английский чуть ли не с детского сада, получила как-то по этому предмету «два» за то, что забыла дома словарь. Так что к знаниям школьные двойки зачастую не имеют никакого отношения. Но «раздают» их более, чем охотно. Однако, школа, в которой учится дочь, скорее всего не показатель: заветные баллы ей приносит не столько успеваемость, сколько успехи одаренных детей на олимпиадах и конкурсах.

«У нас есть и двоечники, и второгодники, - рассказывает директор образовательного учреждения Москвы Школа №548 «Царицыно» Ефим Рачевский. – Только называется это все сейчас иначе: академическая задолженность. Дети остаются на «второй год» по разным причинам – по состоянию здоровья, в связи со сложной жизненной ситуацией, например. Посмотрите статистику ЕГЭ : например, в 2029 году 6% не справились с заданиями. ОГЭ в моей школе не сдали 4 человека. Всех «двоечников» я хорошо знаю, у меня с ними прекрасные отношения. Успеваемость выявляет проблемы, и с ними надо заниматься, решать их. Если хотите знать мою позицию, ставить «двойки» необходимо». Если всем подряд ставить «пятерки», человек, попав в ВУЗ, элементарный диктант не сможет написать. Оценка, на мой взгляд, несет также воспитательный смысл. Если все время по головке гладить – приучим с ранних лет ко лжи», - считает Ефим Рачевский.

Принципы педагога с 46-и летним стажем Ефима Лазаревича Рачевского достойны восхищения. Но на сегодня они, увы, не типичны для всех российских школ. В 2016 году в Санкт-Петербурге разгорелся скандал. Преподаватель информатики, получивший в 2007 г. звание «Лучший учитель России», Дмитрий Гущин, заявил, что директор его гимназии занималась подделкой отметок учеников - исправляла на более высокие, и пыталась заставить его делать то же самое. Но он не захотел, за что и был уволен. Ситуация получила огласку, факты подтвердились, и директор потеряла должность.

В апреле 2018 года в Ростове-на-Дону, за месяц до выпускных, учителю русского языка и литературы Наталье Сапегиной пришлось уволиться после двоек, которые получила половина учеников 9 «В» гимназии 76. Принципиальный преподаватель отказалась завышать оценки ради хороших показателей. Она написала жалобу на действия руководства гимназии в Министерство образования Ростовской области и городское управление образования. При этом педагог открыто заявила, что речь идёт не о частном конфликте, а о глобальных проблемах в системе современного образования, где на первое место вышли не получаемые знания, а «красивая» отчётность учебного заведения по успеваемости.

Очевидно, что оценки сегодня – это скорее рычаг воздействия учителя на нерадивого ученика. Но вот заставит ли плохая оценка учиться лучше, привьет ли желание получать знания? Вопрос более, чем спорный. В этой связи уже несколько лет обсуждается инициатива изменения системы оценок в школе . Сторонники школьного «переворота» предлагают с пяти баллов перейти на 12. Увеличение диапазона оценок якобы даст педагогам больше возможностей для определения успеваемости.

Впрочем, единой системы оценок в российских школах нет уже давно. Да, в большинстве учебных заведений по старинке ставят привычные «пятёрки» и «двойки», но формально учебное заведение может перейти в другой режим или отказаться от оценок вообще. Такое решение вправе выбрать Управляющий Совет школы, куда входит администрация, учителя, родители и сами ученики.

Кстати, сторонников отказа от школьных оценок среди учителей в последнее время все больше.

«Я давно уже заметил, что многим детям уже класса с 7-го наши оценки не нужны: если им интересно учиться, они учатся, не обращая на оценки внимания, а если им все в школе осточертело, то и на оценки они плюют. Исключение - «правильные» детки, которых родители приучили к тому, что оценка - это самое главное в жизни, но таких, к счастью, становится все меньше. До введения ГИА оценки были нужны: с плохим аттестатом никуда не устроишься. Но сейчас на аттестат никто не смотрит, всех интересуют результаты ГИА и победы в олимпиадах. Оценки нужны тем родителям, которым хочется, чтобы дети соответствовали некому стандарту (зачастую уже устаревшему) и не требовали от них особого внимания», - считает преподаватель русского языка и права школы «Интеллектуал» Всеволод Луховицкий.

Кому же в таком случае нужны оценки?

«Есть очень хорошие учителя, для которых выставление оценки - тяжкий труд, более неприятный, чем написание любых отчетов. Я не хочу здесь рассматривать ситуацию, когда учитель использует оценку «в воспитательных целях», тем более, что это запрещено. Вот кому оценки необходимы, так это нашему начальству - директорам и чиновникам от образования. Поскольку они не умеют делать ничего, кроме как писать - на основе наших - отчеты о росте успеваемости, оценки - их хлеб. Нужно ли нам относиться к чиновническим играм серьезно и верить, что качество нашей работы определяется количеством полученных детьми пятерок? По-моему, нет», - резюмирует Всеволод Луховицкий.

Так можно ли вообще обойтись без этих «двоек» и «пятерок», и что из этого получится? Школы с безотметочным обучением существуют, и их количество в России с каждым годом увеличивается. Одна из них – московская школа самоопределения центр образования №734. Оценки в этой школе – «описательные»: учитель анализирует работу ученика, чаще всего письменно. То есть не просто говорить о том, хорошо или плохо сделана работа, а объясняет, что сделано правильно и не очень, в чем есть рост, а где нужно поработать.

В рамках проекта «Новая школа» младшие классы 38 -и учебных заведений в Липецкой области отказались от привычных отметок и ввели для оценивания знаний детей специальные листы достижений. В них преподаватель пишет, какие темы ученик освоил, а на какие нужно обратить дополнительное внимание. По словам педагогов, такой подход учит школьников самостоятельно принимать решения. Ученики говорят, что заниматься при такой системе стало легче и интереснее.

В лицее № 9 в Красноярске перестала существовать традиционная пятибалльная система оценки знаний. Преподаватели лицея уверены, что оценки не способны стимулировать учащихся к получению знаний и в полной мере их оценить. Теперь в лицее Красноярска учителя ведут электронный журнал, где пишут о достижениях каждого учащегося, его степени прогресса и сложностях в обучении.

Многие частные школы также стараются избегать системы оценок. Действительно, знания человека измеряются не баллами от двух до пяти. Интеллект ребенка, его способности и интерес к знаниям также не поддаются этим узким критериям. Собственно, и сама система школьного образования подчас далека от того, чтобы считаться эталоном знаний. «У школы вообще нет ничего общего с образованием», - считал Уинстон Черчилль. Так при чем тут оценки?

.

#Общество #Новости #Учителя #Образование #Учеба #Школа #Дети
Подпишитесь