Posted 14 июля 2021, 07:02
Published 14 июля 2021, 07:02
Modified 7 марта, 13:43
Updated 7 марта, 13:43
Ирина Мишина
Подобная ситуация знакома многим. Объявлена посадка, пассажиры заполняют салон, но потом начинается томительное ожидание. Без кондиционера, в духоте, с криками детей и просьбами к экипажу о помощи. После приземления зачастую та же ситуация. Причины этого выяснить не пытался еще никто – многие забывали о случившемся сразу после взлета или благополучной высадки из самолета.
Именно такая ситуация произошла и на борту Боинг -747 11 июля. Рейс должен был отправиться в Анталью — люди летели в Турцию отдыхать. Однако, по техническим причинам борт задержался на стоянке. Южная жара накрыла туристов немного раньше, чем они планировали. Система кондиционирования не работала, почему-то пошел горячий воздух, люди задыхались в герметичном салоне без кислорода. По свидетельству корреспондента "НИ", летевшего на этом рейсе, пытка продолжалась почти час. Все закончилось тем, что один из пассажиров открыл аварийный люк, откуда автоматически выпал надувной трап. Но он по какой-то причине сдулся, что тоже вызывает множество вопросов.
Владимир Кузнецов, открывший этот самый люк, объяснил свой поступок плохим самочувствием. Его рассказ опубликовал Telegram-канал Life Shot:
«Не меньше часа сидели в духоте. Работала просто общая система кондиционирования, из которой дул тёплый воздух. В салоне — эффект сауны. В один момент всё погасло, работали только аварийные лампы, и всё начало мигать. Начинает дуть горячий воздух. У людей паника, у стариков прихватывает сердце, матери с детьми сильно кричат. Я опять пошёл искать бортпроводника, потому что я уже сам начинал терять сознание».
В ответ представитель московского межрегионального управления СК РФ на транспорте Елена Марковская заявила:
«В рамках доследственной проверки следствие даст правовую оценку как действиям мужчины, несанкционированно открывшего дверь, так и действиям сотрудников авиакомпании, допустивших нахождение пассажиров на борту лайнера при неработающей системе кондиционирования».
Авиакомпания «Россия» тем временем не растерялась и предъявила многомиллионный штраф Владимиру Кузнецову, открывшему запасной люк. За отложенный рейс и порванный трап авиакомпания готова потребовать миллионы рублей компенсации. Но в соцсетях начался флэшмоб в поддержку преподавателя консерватории, которые открыл этот самый люк и дал доступ к воздуху задыхавшимся пассажирам.
Olegben: «По факту сделал правильно. Попадал уже в похожую ситуацию. Авиакомпания сажает людей в самолет, заведомо зная о задержке, чтобы не занимать аэропорт, не обеспечивать их питанием и местом отдыха. По сути держат в заложниках».
Login0false: «Всё правильно чел сделал, штрафовать надо тех, кто допустил эксплуатацию транспорта в ненадлежащем состоянии (учитывая погодные условия)».
«НИ» обратились в Росавиацию с просьбой прояснить причины инцидента в аэропорту Шереметьево. Советник руководителя Елена Михеева сообщила:
«Я не уверена, что есть какой-то регламент, который определяет время, которое пассажиры могут находиться без кондиционирования. Существуют какие-то общие правила, видимо, но каждая конкретная авиакомпания утверждает их сама. Надо узнать, есть ли какой-то свой регламент у этой авиакомпании».
Что ж, ответ вполне предсказуемый. Федеральная структура, как это у нас принято, ни за что ровным счетом не отвечает. Также советник руководителя Росавиации посоветовала нам изучить Федеральные авиационные правила. По ее словам, там, возможно, и содержится «какой-то регламент». Но изучив этот документ, мы не обнаружили ровным счетом ничего, что относилось бы к обеспечению нормальных климатических условий в салоне самолета.
«Никаких нормативов в ФАП по этому вопросу нет. Что касается экипажа, то открыть в такой ситуации, по своей воле двери бортпроводник не имеет права. Нет у дверей трапа - двери закрыты! В Боинге- 747 двери расположены на высоте 16 метров, как их можно открыть, когда трап не подъехал? Командир в этом случае связывается со своей авиакомпанией и уже компания решает вопрос со службами аэропорта по кондиционированию салона, если произошел сбой», - пояснил «НИ» пилот-инструктор авиакомпании «Победа» и Captain B-777 (nordwind airlines) Алексей Кочемасов.
Вот как видит ситуацию профессиональный летчик гражданской авиации с многолетним стажем:
«У самолета есть дополнительный реактивный двигатель – сервисный источник питания. Но бывает, что он сломался. Однако, это не повод не лететь. В этом случае могут сработать наземные кондиционеры. В таких нештатных ситуациях пилот обычно связывается с авиакомпанией, и она решает этот вопрос. В аэропорту есть сервисный источник кондиционирования. Я видел такую машину рядом с бортом, но почему она не была запущена, не понятно. Произошедшее нельзя сваливать на летчика, в Боинге -747 кабина без форточек, он находился в таком же пекле, как и пассажиры. Двери экипаж не имел права открыть, высота около 16 метров, трапа рядом нет, люди могли разбиться», - пояснил нам Алексей Кочемасов.
«НИ» направили запрос в авиакомпанию «Россия» с просьбой пояснить, какие действия предпринял экипаж самолета в этой нештатной ситуации, почему не были задействованы сервисный источник питания и наземные источники кондиционирования. Мы получили следующий ответ:
«Охлаждение воздушного судна до и во время посадки пассажиров производилось от наземного кондиционера, который был предоставлен обслуживающей все рейсы «России» организацией «Шереметьево Хэндлинг». После закрытия двери и перевода бортпроводниками аварийных трапов в положение AUTO наземный источник кондиционирования был отключен и переставлен, на его место была поставлена установка воздушного запуска. Данная установка обеспечивает пневматический запуск самолетных двигателей. Во время попытки запуска наземный источник электропитания вышел из строя. Для замены наземного источника электропитания компании «Шереметьево Хэндлинг» потребовалось около десяти минут. Несмотря на глубокую ночь, температура в салоне самолета начала повышаться. Пассажир, сидящий на месте 70С, направился к входной двери (2L) и поднял ручку на открытие. В результате был автоматически выпущен трап. При раскрытии он порвался, задев установку воздушного запуска, находящуюся на перроне около самолета. По счастливой случайности рядом с трапом не оказалось работников перронных служб и не произошло возгорания трапа от перронной техники. «Россия» сожалеет, что пассажиры рейса стали невольными свидетелями и участниками ситуации, которая из-за действий одного из пассажиров закончилась заменой воздушного судна. Авиакомпания приносит извинения за доставленные неудобства, вызванные температурой в салоне самолета. Персонал компании сделал все возможное для сокращения задержки вылета рейса на резервном воздушном судне. В данный момент сотрудники компетентных органов ведут расследование инцидента. До их выводов авиакомпания просит представителей общественных организаций и блогосферы не спекулировать на тему сложившейся ситуации».
Из этого следует, что внутренняя ВСУ (вспомогательная силовая установка) в самолете не была использована, она вышла из строя. А наземная установка воздушного запуска отказала. И такой самолет должен был везти около 500-т пассажиров! Видимо, наземные службы начали искать другие возможности - замену наземного источника электропитания, но тут пассажир не выдержал пытки раскаленным воздухом и открыл аварийный люк, после чего самолет уже не мог взлететь. Версия авиакомпании о том, что поиски альтернативного источника электропитания заняли около 10-и минут как-то это не сходится со свидетельством пассажиров, которые задыхались в салоне с горячим воздухом, по их словам, около часа.
Выводы из случившегося, разумеется, сделают правоохранительные органы. Но и без этого уже очевидно, что в полет запускают пассажирские самолеты с неисправностями, а аэропорт не всегда готов своевременно оказать необходимую помощь. Виноваты же во всем, как водится, сами пассажиры, которым приходится платить за авиабилеты и расплачиваться за неисправные самолеты.
Очевидно, что неисправные или отключенные системы кондиционирования в самолётах подвергают жизни и здоровье пассажиров опасности, поэтому авиаперевозчики должны нести ответственность за исправность и регулярную работу климатических систем. Это вопрос не только комфорта, но и безопасности. Просидеть несколько часов в раскаленной консервной банке в 30 градусную жару - трудное испытание даже для здорового человека. А для людей с ослабленным здоровьем, детей, стариков, астматиков или тех, кто переболел коронавирусом, это может быть опасно. Закон должен обязывать авиакомпании следить за исправностью и регулярной работой климатических систем на борту судна. Для тех, кто этого не делает, должны быть предусмотрены штрафы.
Наконец, напомним еще раз: в условиях пандемии коронавируса держать сотни людей в закрытом помещении без вентиляции - смерти подобно. Достаточно одного заболевшего, чтобы заразились и все остальные.