Очень болезненный вопрос про то, почему добрая часто стран восточной Европы так не любит вспоминать сегодня про свои собственные преступления во время войны, сваливая всю вину на фашистскую Германию поднял в своем блоге Илья Гончаров.
«Восточная Европа сегодня дружно, не сговариваясь, молчит об этом и рот открывает только, когда надо напомнить про Риббентропа-Молотова.
Яркий тому пример - Литва. Во время немецкой оккупации в ней почти вся местная администрация была местной, немецких военных было всего несколько сотен (от 600 до 900, если правильно помню) на самых руководящих позициях. Вермахт не был такой дурак, чтобы посылать своих солдат на грязную работу в тылу, когда они нужны на фронте. Для грязной работы сгодились и местные энтузиасты.
С 1941 по 1944 годы в Литве было убито 200 тысяч евреев (при двух миллионах населения). Большинство - летом и осенью 1941 года.
И когда пять лет назад писательница Рута Ванагайте обратила внимание, что в этих "акциях" участвовала если не вся страна, то значительная часть населения (а ещё больше людей обенефитилось потом швейными машинками, лошадями, мебелью и разной мелкой утварью), то ее последними словами костерили всей Литвой.
В качестве еще одного, крайне убедительного примера Гончаров приводит скандально известный, основанный на реальных событиях фильм польского режиссера и сценариста Владислава Пасиковского «Колоски», который вышел на экраны в 2012 году. Его герой польский эмигрант приезжает из Америки в родную деревню, и сам не подозревая о том, какие ужасы он узнает в результате, начинает выяснять истинные причины конфликта своего родного брата с односельчанами. В итоге же оказывается, отцы, деды, матери и бабки жителей этой деревни во время войны сожгли в одном из домов всех до единого своих соседей-евреев вместе со стариками и детьми, а их имущество и землю поделили между собой…
Немцы немцами, но всю черную работу по очищению «Остланда» делали местные, порой - с большим энтузиазмом, - пишет автор:
«Неудобно быть жертвой ХХ века, когда у тебя такое пятно, но вместо того, чтобы признать и исправить то, что можно, Литва предпочитает делать вид, что все ок, а евреев расстреливали не в нашем районе и не в мою смену.
Польша вообще теперь уголовно преследует тех, кто говорит о вине поляков в Холокосте, а польские батюшки рекомендуют порядочным прихожанам поменьше об этом рассуждать, так как "это не на пользу нации".
Другие страны тоже не любят об этом говорить: мол, немцы это все и примкнувшие к ним полтора подонка.
А правда, которую пытается скрыть эта подлая манипуляция, - она в том, что не полтора…»
Психоаналитик Елена Кадырова так комментирует эту публикацию:
«В большинстве своём мы привыкли думать, что Нюрнбергский процесс подвёл главную черту и наказал главных злодеев. Мы знали, что что-то нехорошее случилось с народом Германии и его разум был омрачён. Немцы покаялись и продолжают каяться и вопрос как будто бы переработан и разрешён. Осталось горе. Но еще Юнг - знаток коллективного бессознательного предупреждал, что произошедшее в Германии - это нечто архаичное, хранящееся в человеке, а не только в немцах. И сейчас мы, словно пробуждаясь ото сна, точнее резко разбуженные мировым кризисом всего, натыкаемся на самих себя, на свою историю и своё настоящее, наступаем на свою собственную тень, от которой привыкли отворачиваться и «проницательно» находить ее в Другом - народе, человеке…
Фашизм, нацизм, ксенофобия, кровожадность и подлость - это не качества какой-то нации, это темная часть спектра натуры человека. Очень страшно и горько это признавать, но не признавая этого, мы не имеем возможности с этим совладать. Познание себя и покаяние, это то узкое горлышко, через которое лежит путь в действительно светлое будущее.
Фильм «Колоски», в котором разворачивается эта драма встречи с тенью, основан на реальных событиях. Но я бы его воспринимала как притчу. Тогда все встаёт на свои места. Конкретика тоже имеет значение, кто где и как, но если мы зацепимся вниманием только за неё, то наступим на те же грабли оправданий и взаимных обвинений. Этот путь ведёт мимо узкого горлышка в свет, обратно туда, откуда не можем никак выбраться. Если же, все-таки конкретика сильно зацепила, перечитайте, пожалуйста, эти слова…»