В минувшую пятницу российские СМИ и социальные сети буквально взорвались от сенсационной новости: восьмилетней москвичке Алисе Тепляковой выдали аттестат зрелости в школе № 626.
Известно, что всего год назад девочка сдала экзамены за 9 класс, затем – основные предметы по программе 11 класса. К «рекордам» безусловно талантливой Алисы (самая юная третьеклассница, выпускница 9 класса и школьница, освоившая программу 11 класса) прибавилось еще одно достижение – она стала самой юной ученицей, сдавшей ЕГЭ. Теперь ее имя занесено в Реестр рекордов России.
В школу Алиса не ходила: она занимается дома с родителями, а всего в этой семье семеро детей, которые тоже показывают хорошие результаты: сестра Алисы Лейя, которой сейчас 5 лет, в прошлом году была самой юной школьницей России, а семилетний брат Алисы Хеймдалль получил аттестат за 9-й класс.
«Чтобы сдать ЕГЭ, Алисе пришлось пройти всю образовательную программу. Нет никаких лайфхаков и краткого пути», — цитирует «Лента» отца девочки Евгения.
На этом девочка останавливаться не собирается, а хочет поступить теперь на психологический факультет МГУ, и кроме того, рассматривает программы, связанные с экологией и биоинформатикой.
Эта информация вызвала бурю в социальных сетях: как теперь сложится судьба девочки? Успела ли она насладится самым прекрасным временем в человеческой жизни – детством?
Детский психолог Наталия Оридорога справедливо задается вопросами, а что происходит с эмоциональным развитием ребенка? Как Алиса социализирована, есть ли друзья, сколько времени она гуляет, чем занимается помимо наук, хотела ли она всего того, что с ней сделали родители?
«Очень много вопросов. Самый главный вопрос, в чем великий смысл лишения ребенка детства? И не для того ли девочка будет изучать психологию, чтобы помочь себе понять, что такое детство, когда оно бывает, почему оно у нее было таким и к чему приведет такое формирование личности и форсирование жизни.
И не будет ли вся ее жизнь направлена на избавление от перфекционизм а и черно-белого мышления? Дай Бог ей главного! Здоровья физического и душевного!»
Политолог Константин Калачев печально иронизирует по поводу планов Алисы на будущее:
«Восьмилетняя студентка. То ли восхищаться, то ли пожалеть, но образование психолога ей точно позже пригодится, чтобы разбираться со своими проблемами. Ребенок без детства…»
Блогерша Марина Славимская отмечает:
«Проходили уже. В начале нулевых гремело имя школьницы, которая поступила в финансовую академию. Я училась в университете через дорогу и все мы дружили и общались. Спрашивала, как эта девочка как ее приняли в университет. Оказалось, что с ней никто не общался и не дружил. Совершенно были разные интересы. Академические знания и жизненный опыт это две разные истории…»
Другие читатели делятся подобным опытом:
«Со мной на курсе в своё время учился 13-летний вундеркинд. Когда он поступал - про него писали восторженные статьи. Поначалу на факультет его провожала мама. Это было несчастнейшее, одинокое существо. От курса к курсу - когда мы все дружили, влюблялись, пили, женились, бросались в политику, и даже рожали детей - строго говоря, проживали лучшие годы жизни - он все больше замыкался, мрачнел, в итоге попытался примкнуть к какой-то процветавшей тогда антисемитской группе, после чего о нем уже никто ничего никогда не слышал. А тут - 8 лет. Кошмар…»
«Я в 14 закончила школу, ничего хорошего... Я даже в вуз поступила и тоже закончила. Но честно - это очень рано, сложно быть ребенком когда твои однокурсники уже детей нянчат…»
Под стать и многие другие комментарии:
- Несчастная! Что она поняла из ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА? Или МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ? Как она представляет слова НО Я ДРУГОМУ ОТДАНА?
- Через пару лет эта хорошая девочка зачем-то станет дипломированным психологом с незрелой детской психикой и нулевым жизненным опытом.
- Главная задача детства - наиграться. Пусть у неё всё сложится хорошо, но что там с эмоциональным интеллектом? Да ещё психология... Человек без детства будет изучать детские травмы?
Правда, нашлись и такие, кто считает эту ситуацию совершенно нормальной:
«По таким комментариям можно подумать, что Моцарту и Лермонтову надо было в куклы в детстве играть. Как же они бедные не сообразили. Так переживают за чужую девочку, лучше бы за свой социальный досуг так переживали…»
На это можно возразить примерно так: к сожалению, вундеркинды, как правило, остаются просто вундеркиндами (за редким исключением музыкантов или шахматистов). Ранее развитие мозга не означает, что и дальше он будет развиваться с такой же скоростью, чаще всего такие люди просто рано взрослеют, а во взрослом состоянии становятся самыми обычными. Вот только детство не вернуть…