И хотя, пользуясь сравнительным методом исторических сопоставлений, брежневщину никак нельзя отнести к периоду масштабного разгула кровавых репрессий, свою долю неиллюзорных страданий она все же успела привнести в советский, а позже и в российский социум.
Это и окончательно подорвавшая гражданскую экономику, ставшая абсолютно бессмысленной гонка ракетных вооружений, поставленная на поток карательная психиатрия, удушающая атмосфера серой бытовой и культурной безысходности (т.н. застоя), а также участие во множественных военных конфликтах по всему миру, которым приносились в жертву подневольные граждане.
Впрочем, этот кусок нашей общей истории был бы неполным без одной такой «маленькой победоносной войны», вылившейся в 10-и летнее противостояние с многочисленным, опасным и неуловимым противником в Афганистане. Военные к выполнению «интернационального долга» приступили без особого рвения, но и не без того самого энтузиазма, который, как и аппетит, приходит во время еды.
К слову, всем любителям вспоминать 90-е годы прошлого века в негативном ключе, хочу отметить, что основу тогдашнего распространенного бандитизма заложили, помимо прочих моментов, именно афганские события, когда тысячи молодых мужчин, прошедших горнило войны и вернувшихся обратно, так и не смогли найти себя в мирной жизни, пополнив армию беспредельщиков и отморозков.
Нынче же афганские «моджахеды» из запрещенной государством российским организации (!) сами пожаловали в Кремль на переговоры на высоком уровне, а после и вовсе дали пресс-конференцию. Как вам такое? Это чересчур даже для самых безбашенных политтехнологов тучных нулевых. Как говорится, здесь вы господа хорошие, переплюнули самих себя. Настраивать договорнячок с воинственными вооруженными религиозными фанатиками для оказания очередной «помощи братскому народу»?
В 2021 году НАТО решило окончательно вывести войска из Афганистана. А свято место, как известно, пусто не бывает. Таким образом, на сцену выходят два вспомогательных политических игрока — Россия и Китай. Они будут выполнять роль своеобразных чистильщиков, довольно маргинальную и незавидную.
В одном из своих предвыборных текстов, в 2018-ом году я писала и на эту тему:
«Россия ни в коем случае не должна вести боевые действия на чужих территориях, кроме, например, обозначенных международным мандатом ООН в качестве миротворческих миссий в составе международного миротворческого контингента — и то, только в том случае, если это будет выгодно России.
Например, если ещё и имеет некоторый смысл отправлять российских контрактников в составе международной миротворческой миссии в Афганистан, ибо он граничит с южными рубежами России, то не имеет никакого резона отправлять российских миротворцев в Африку или Южную Америку, где ни о каких национальных интересах России не может быть и речи.»
В текущей же ситуации, если участие международного миротворческого контингента в Афганистане не планируется, то России там делать нечего, однозначно. А вот о помощи странам, граничащим с зоной потенциального конфликта, вполне можно подумать.
Афганистан, помимо прочего, ранее привлекавший империи своим выгодным географическим положением — пересечением основных торговых путей из Востока в Европу, содержит в себе одно из крупнейших месторождений лития — ценного сырья для аккумуляторной промышленности. Этого металла в афганской земле лежит почти на триллион долларов, но вся проблема в том, что инвестиции в добывающую индустрию станут реальны и возможны лишь при обеспечении ее безопасности.
Если же все-таки произойдет совместная интервенция России и Китая на территорию Афганистана, то несмотря на ранее заключенные договора и прочие консенсусы между странами, вооруженный конфликт между вчерашними партнерами будет неизбежен, исходя из самой тоталитарной природы этих государств. Особенно учитывая тот факт, что оба они обладают ядерным оружием, ситуация может стать фатальной для всего мира.
Впрочем, циничное государство российское всегда может подсуетиться и кинуть в горнило будущего афганского конфликта своих вчерашних боевитых паяцев, комиксовых наемников и девиантных пассионариев, прошедших опыт украинского, сирийских и африканских направлений. Только в этот раз все будет посерьезней. Так, например, Прилепину придется уже не обстреливать украинцев из минометов с закрытых позиций, а бегать по горам с пыльным вещмешком, перепрыгивая через мины и засады. Национал-патриотизм имеет свое бравурное начало и печальный конец. Сомневающиеся — пересмотрите фильм «Девятая рота».
Все, что я могу констатировать на сегодня, так это то, что Афганистан как кладбище империй продолжает функционировать.