«По-моему, это очевидно. Существующие модели и общественного устройства, и моделей управления, они абсолютно не приспособлены для того нового технологического мира, тех скоростей, в которые мы сегодня попадаем.
Происходят глобальные изменения.
Я считаю, что ни одно из государств не прошло испытания ни пандемией, ни технологиями.
Выводы будут сделаны.
Государство – это вообще такой механизм, не очень быстрый по своей природе, может быть, это и хорошо.
Но, посмотрите, практически во всех страна мы видим сегодня, по тем или иным причинам, очень большой набор областей, в которых есть существенное напряжение.
Есть, например, большая проблема в государствах с «лидершип» (от англ. Leadership – прим. «НИ») – с государственными лидерами, и с долгосрочными решениями.
Но не потому, что матери перестали рождать лидеров, а потому что востребованы другие категории людей сегодня.
В силу того, что нет ответов на большое количество вопросов. Начинается ситуативность в управлении, поддержание текущего баланса.
Никто не может заглянуть за горизонт.
Скорость такова, и пандемия подстегнула эту скорость.
Это будет заканчиваться какими-то локальными противоречиями, взрывами какими-то, но, тем не менее, это будет всё больше и больше требовать глобального переосмысления того, как должна быть построена и система государственного управления, и система общественного устройства.
…С образованием нужно делать ровно то же самое, что и со всем остальным. Есть несколько трендов, которые нужно всячески поддержать.
В образовании это немножко сложнее реализуется.
Первое: образование всегда очень сильно политизировано. Второе: ограниченность знаний не даёт тебе представления о мире.
Очень сложно себе представить, как можно изменить образование, если ты никогда не сталкивался ни с чем другим, кроме того, что ты проходил в школе, а потом в вузе.
И ведь каждый из нас считает: ну, мы-то, в общем, ого-го, я-то образованный человек, и система, которая меня вырастила, она хорошая. И в современном мире, в общем, я успешен. И поэтому ничего не надо менять.
И вообще, когда нет сравнительной базы, то кажется, что мы лучшие в мире.
Но как только появляется широкая база для сравнения, конечно, тут же возникают сомнения.
Это далеко не внутренняя конкуренция, это глобальная конкуренция. Нужно смотреть на лучшие практики и не стагнировать в своих представлениях о прошлом.
Приведу пример. Множество экспериментов доказывают, что 70 % жизненного успеха это так называемые "мягкие навыки", которым мы вообще сегодня не обучаем в школах.
Мы единственная страна из крупных стран, из стран развитых, у которой в школьных стандартах отсутствуют так называемые "мягкие навыки" (soft skills – прим. «НИ»).
Три группы навыков: так называемые когнитивные навыки - умение думать, мыслить; социальные навыки – умение общаться, умение существовать и жить в обществе эффективно; и третье это так называемый эмоциональный интеллект – способность понимать собственные эмоции, эмоции других людей, - и управлять ими.
Это критически важные навыки для достижения успеха.
Предпринимательские навыки: мы посмотрели, практически во всех странах, даже в станах Африки, везде стараются в качестве базовых навыков обучать детей предпринимательству.
Навык «учись учиться» – быстрого овладения навыками. Умение считать, умение быстро читать – скорочтение, умение структурировать информацию и быстро запоминать – то, что называется майнд-мэппингом (mind mapping - прим. "НИ"), создание карты и быстрого запоминания. Навык скоропечати, быстрого набора текста приводит к развитию памяти и быстрому освоению языков. Сейчас многое делается голосом, а моторика через пальчики, конечно, важна… Развиваются нейронные связи. Очень полезный навык.
С гаджетами немножко посложнее. Всё-таки в детском возрасте с гаджетами нужно быть аккуратными.
Ну и, конечно, надо сказать о том, что у нас до сих пор уроки информатики. Это даже не смешно.
Я не понимаю, что такое информатика. Всё, что сегодня называется цифровизацией, никакого отношения к информатике не имеет. Это совершенно другой набор предметов для изучения.
Целиком интервью с Германом Грефом можно посмотреть здесь.