Пандемия задает загадки не только медикам и ученым-биологам, но и политологам. И это немудрено, поскольку кроме медицинских методов борьбы с ней, правительства всех стран применяют и немедицинские, которые так или иначе имеют политические последствия.
Политолог Глеб Кузнецов решил выяснить, насколько действенны эти меры. И пришел к удивительным выводам. Во-первых, поскольку остановить по-настоящему пандемию может только гибель человечества, стало быть и вводимые меры тем эффективнее, чем ближе они к прекращению взаимодействия людей между собой, а проще говоря – к смерти.
Во-вторых, все меры, которые связаны с ограничениями так сказать «косметического» плана (к примеру, в метро пускают, а в театры и кино – нет), не имеют никакой эффективности, точно так же как разного рода специальные разрешения, справки, паспорта вакцинации и QR коды.
Но при этом, и это в-третьих, такого рода меры все равно будут применяться, поскольку на этом и зиждется все государственное администрирование – принимать меры, а не избегать их. То есть в логике «что-то нужно делать…»
В-четвертых, ни к какой рефлексии по поводу действенности принятых мер прибегать нельзя, потому что она влечет за собой ответственность инициаторов и реализаторов этих мер. Кто ж захочет по доброй воле брать ее на себя?! Нет, вместо этого, нужно доставать, словно кроликов из шляпы все новые и новые меры, и отменять старые.
Основываясь на этих пунктах, Кузнецов делает вывод, что в том смысле, как люди понимают слово «победа», пандемию победить невозможно. Причем невозможно в мировом, а не только в российском масштабе. Именно поэтому, цены будут расти, доходы снижаться, а инфляция сделает нашу жизни весьма трудной.
Но государство при этом не сможет прекратить принятие мер, поскольку это станет свидетельством его тотального бессилия, а этого оно боится пуще всего на свете. Не будет государство и размышлять над уже принятыми мерами.
В то же время, страх перед коронавирусом неизбежно будет падать, а разочарование расти. И потому людей начнут волновать новые проблемы, к примеру, цены на продукты. И это станет более актуальным, чем смертность в ковидных больницах. И тогда государство станет неизбежно принимать другие меры, но теперь уже не против ковида, а против роста цен…
То есть чиновникам предстоит решать сложнейшую задачу, примерно как саперу: быть в одно время и коронаскептиком и короналоялистом. Принимать меры, и тут же их отменять, не давая возможности размышлять над их эффективностью.
Адекватность же принятых немедицинских мер оценивается всеми решительно, поскольку именно они всех и затрагивают, тогда как медицинские меры касаются только меньшинства. А потому меры должны быть и легко вводимыми, и так же легко отменяемыми, чтобы общественное сознание постоянно отставало от государственного управления, как Ахилл от черепахи в знаменитой апории.
Кроме того, затрагивать меры должны меньшинство, но при этом для большинства они должны быть либо симпатичными, либо просто приемлемыми.
И наконец, никакие меры нельзя называть спасительными, гарантирующими победу над пандемией во избежание тяжелого разочарования.
В этом смысле, наилучшей мерой, остроумно замечает Кузнецов, стал бы комендантский час с часу ночи до пяти утра. Он так же неэффективен, как и все другие, он касается меньшинства, он вводится и отменяется решением чиновника даже муниципального ранга. Зато большинство его примет и порадуется тому, что ограничили в правах ночных гуляк. Да и спасти человечество эта мера точно никак не сможет.
Зато распространение цифровой слежки и тотального ограничения вроде QR-кодов, при всей их очевидной неэффективности могут повлечь очень серьезные последствия, минируя собой доверие к власти. То же касается и принуждение к вакцинации, - заключает политолог.
К его выводам моно добавить абсурдное решение властей Кубани разрешить приезд непривитых туристов с 1 августа, которых, как уверен губернатор края, будут вакцинировать на месте и тем самым вирус отступит. С точки зрения врачей эта решение - просто невежественный бред! Антитела, которые защищают от вируса, формируются в течение двух-трех недель после прививки, и все это время человек будет восприимчив к болезни. Тогда зачем имитировать борьбу с вирусом, которая на поверку оказывается абсолютно бесполезной?