Очередной скандал в стане российской оппозиции, на этот раз он разгорелся вокруг партии «Яблоко», лидер которой Григорий Явлинский в интервью телеканалу «Дождь» ещё раз повторил ранее высказанные обвинения в адрес Навального, призвал сторонников Навального не голосовать за «Яблоко», и заявил, что власть не может смениться на улицах. Эти откровения взорвали социальные сети, поскольку Явлинский последовал примеру лидеров системной оппозиции и открыто отмежевался от заключенного политика. Любопытно еще и то, что крайне редко публичный политик перед выборами призывает за себя не голосовать, так что это событие по-своему уникальное. И эксперты не могли пройти мимо него.
Так, обозреватель Коммерсанта Дмитрий Дризе уверен, что политик тем самым идет на компромисс с властью:
«Собственно, что бы ни говорил Явлинский и как бы его за это ни осуждали, мы наблюдаем очередной раскол на так называемом либеральном фланге. Не совсем понятно, как в такой ситуации выигрывать выборы, потому что избиратель по сути один и тот же.
Хотя Григория Алексеевича можно понять. Ради попадания в Госдуму он приносит в жертву себя, расчищает дорогу сторонникам, идет на компромисс с властью.
Между тем, кажется, что интрига существует лишь вокруг КПРФ во главе с товарищем Геннадием Зюгановым. Именно они остаются главной протестной силой, которую поддерживает рассерженный глубинный избиратель. И, что главное, коммунисты тоже клеймят Навального, но его сторонников от голосования за себя не отваживают. А вот Явлинский здесь проявляет особое усердие. И его перспективы остаются весьма туманными.,.»
Доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев считает, что «Яблоко» уже давно встроено в вертикаль российской власти и поэтому никакой сенсации не произошло:
«Лично мне эти заявления не показались сенсационными. Партия «Яблоко» давно стала системной партией, прочно встроенной в нынешнюю «вертикаль власти». Она дольше всех – с 2007 года – участвует в федеральных избирательных кампаниях, не получая ни одного мандата в Государственной Думе, но при этом продолжая существовать в неизменном виде, не сливаясь ни с какими иными политическими силами. Сегодня перед ней стоит критически важная задача – ни в коем случае не превысить проходной барьер, но при этом набрать больше 3% для получения государственного финансирования. Таковая легче всего решается не привлечением избирателей, а договорённостью с АП и ЦИК, которая, вероятно, уже достигнута (Явлинский сказал, что его собственное невыдвижение имеет не личные, а политические причины, объяснённые им своим товарищам на непубличных встречах. В рамках такой стратегии отношение к Навальному выглядит совершенно разумным.
Первый актом в продолжившейся вчера драме была статья Явлинского с критикой Навального, опубликованная в феврале. Однако сейчас, когда «единый и безальтернативный лидер оппозиции» исчез с политической арены, его образ имеет определённую поддержку, а его сторонники ищут силу, которую они могли бы поддержать – и те, кого они поддержат, автоматически станут нерукопожатными для Кремля. Это, собственно, и испугало владельца «Яблока» настолько, что заставило повторить свои «февральские тезисы». Для партии стала, вероятно, большой проблемой попытка одновременно сохранить «либеральный» образ и отмежеваться от «экстремизма»: в итоге мы увидели и достаточно привлекательный список кандидатов, и проклятия в адрес бывшего однопартийца, исключённого «за нанесение политического ущерба партии», а ныне пребывающего в местах не столь отдалённых.
«Яблоко» выступает на федеральных выборах очень неровно: в 2003 и 2011 годах партия преодолевала 3%-ую планку, в 2007 и 2016-м – нет. Сейчас руководители партии, вероятно, видят свой последний шанс вернуться в «высшую лигу» российской политики – и они на недавнем съезде поставили верную цель стать одной из главных российских партий... в 2040-е годы, когда такая мощная трансформация уже наверняка не обидит Путина. Поэтому мне кажется, что нужно просто посмотреть на итоги выборов – если «Яблоко» не проведёт ни одного депутата, но получит 3,1% голосов против 1,99% в 2016 году, это будет верным знаком, что её руководство сделало правильный выбор. Который к выбору россиян, разумеется, будет иметь весьма отдалённое отношение – ведь надо быть последовательнее и признать, что в современной России власть не поменяется не только на улице, но и на избирательном участке. Этот мотив достоин стать темой следующего интервью Григория Алексеевича – уже после 19 сентября...»
Политолога Бориса Якеменко поражает двойственность «Яблока»:
«Партия «Яблоко» это что-то совершенно удивительное.
Партия «Кота Шрёдингера».
Много лет подряд.
Помните, в чем суть кота, закрытого в глухом металлическом ящике рядом с ампулой с синильной кислотой? Состояние кота соответствует (согласно квантовой механике) состоянию квантовой суперпозиции. То есть если мы не производим наблюдение над ядром, то оно является одновременно и целым, и распавшимся. То есть кот является одновременно живым и мертвым, пока мы не начнем наблюдение и не убедимся, что он уже по ту сторону добра и зла, либо еще по эту.
Именно так выглядит «Яблоко».
Никто за ним не наблюдает уже давно и поэтому много лет оно находится в состоянии суперпозиции. Одновременно гнилое и свежее, целое и распавшееся, дохлое и живое. Но годы идут и при упоминании фамилии Явлинского уже веет седой древностью, зарей истории, «из поганых болот чьи-то тени встают». Сказать «Я голосовал за Явлинского» значит примерно то же, что сказать «Я примкнул к Всеволоду Большое Гнездо против Мстислава и Ярополка», или «решил поддержать боярскую партию Захарьиных против Адашевых».
Тем не менее перед каждыми выборами этого пыльного, пронафталиненного, подержанного, траченного молью Петрушку аккуратно извлекают из старого сундука, стряхивают труху, проветривают на балконе и выставляют на публике. Рядом какой то Пьеро вращает ручку яблочной визгливой шарманки, из которой хрипло несётся: «Вы не смотрите, что грудь впалая, зато спина колесом… Мы еще повоюем… Наш гроб еще шумит сосной в лесу, он - дерево. Он нянчит гнезда.…» Петрушка кланяется публике, кричит, бегает, воюет... Идёт «борьба» за голоса каких-то астральных существ и духов девяностых...
... потом побеждает «Единая Россия», шарманка затихает, все заканчивается. «Мессир, солнце склоняется, нам пора», Петрушка отправляется в сундук, то есть Явлинский тихо отплывает в Америку, где мирно живет все эти годы, ждать следующего витка спирали истории.
И так уже третий десяток лет.
Невольно думаешь – какой мир наши дети и внуки оставят Явлинскому после себя?
Трудно сказать…»
А популярный блогер Александр «Сталингулаг» Горбунов полон негодования по поводу заявлений Явлинского:
«Знаете, что объединяет Григория Явлинского и сборную России по футболу? Феноменальная способность обоих вновь и вновь обнаруживать людей, готовых в них разочароваться. Примерно такая, как у организаторов финансовых пирамид, которым вкладчики продолжают нести свои деньги даже после отбывания ими тюремного срока. Только в отличие от мошенников Явлинский не даёт никаких призрачных обещаний или надежд, а выступает в футбольном жанре «ваши ожидания – это ваши проблемы». И всё равно год за годом находятся те, кто с интонациями первооткрывателя начинает причитать: «ну как же так? Григорий Алексеевич больше двадцати лет ест г..., проявляет трусость, нерешительность, обманывает и предаёт, а сейчас он вдруг опять ест г..., проявляет трусость, нерешительность, обманывает и предаёт!»