Юлия Сунцова
Принудиловка с QR-кодами в популярных фастфуд-ресторанах, похоже, не сработала. Уже стали появляться анекдоты по этому случаю.
- Ваш QR-код?
- Вот.
- ПЦР тест?
- Пожалуйста.
- Тест на антитела?
- Прошу.
- Заявление на ревакцинацию.
- Вот оригинал и копия.
- Талон на ревакцинацию.
- Вот же, к заявлению приколот.
- Проходите. Что вам?
- БикМак и колу, пожалуйста.
А ведь у иностранных франчайзинговых сетей совсем иные организационные и материальные возможности на обеспечение санитарных мер, что и говорить о наших еле выживающих рестораторах.
Спецкор «НИ» попыталась зайти в MacDonalds и KFC на Охотном ряду. Без OR-кода и правда не пускают. Двери основного входа открыты для привитых, но посетителей почти нет. В пятничный вечер примерно за полчаса, пока мы наблюдали за обстановкой, туда вошла только одна женщина.
Но на вопрос, как же теперь поесть – сотрудники уверенно указывают на «запасной выход». В метрах пяти от основного входа - окно экспресс-выдачи.
Очереди здесь длинные и плотные, несколько десятков человек. При этом жаждущие заветного бургера клиенты жмутся друг к другу в течение минут 30-40, а то и час. Сначала, стоя плечом к плечу в очереди для оплаты. Затем – еще более скученно толпятся неподалеку от этого же окошка с талончиками в руках.
«Самое ценное - это здоровье». «Ваше здоровье и безопасность - наши приоритет», «Мы жарим и подаем нашу курицу абсолютно бесконтактно. Ваши руки первые прикоснутся к готовой еде». «Мы соблюдаем социальную дистанцию». «Все сотрудники проходят обязательные тренинги по обеспечению вашей безопасности», - расклеены свежие уведомления на входных группах.
На счет социальной дистанции видишь обратное, в этом мы убедились воочию. И совершенно точно можно говорить, что куда меньше контактируешь с людьми, когда заказываешь свой ланч внутри зала в автомате, а потом тебе его приносит официант за твой персональный столик, отгороженный от других стеклом. Ровно так и было до последнего времени, пока мэрия не ввела QR-коды.
Самые дисциплинированные участники квеста от мэрии - работники из Средней Азии, которые и стали первыми посетителями COVID-free зон, а остальным непрогрессивным туземцам приходится довольствоваться ланчами на капотах, комментирует ситуацию политолог Илья Гращенков, так описывая свой поход на обед:
- Почти все посещённые мною COVID free зоны оказались пустыми. Люди жмутся на верандах, так что мест катастрофически не хватает, да и жарко под палящим солнцем. Поэтому я перекусил на капоте автомобиля, припаркованном в тени. Такая дополнительно услуга обошлась мне всего лишь в лишние 380 рублей. Но мне не жалко, все ж ведь на благое дело - благоустройство.
Результат, полученный после введения QR-кодов, ничем не отличается от того, что было до. Толпы посетителей ресторанов быстрого питания просто сместились из одной точки в другую и создали дополнительные неудобства друг другу. Мы спросили у экспертов, в чем смысл этой имитации?
Николай Дубинин, санитарный врач:
- Ресторанный бизнес у нас сейчас находится в искусственно угнетенном состоянии, и понятно, что он цепляется за любые попытки выжить. Но все те ограничения, которые он стоически выносит, привели к побочным эффектам. Ресторанная еда с переходом на доставку теряет в качестве и возрастает в цене. То, что люди раньше ели в хорошей обстановке, хорошо сервированным и горячим, теперь предлагается брать остывшим и в коробке да еще и за возросшую стоимость. Из-за этого большой наплыв посетителей ощущает сейчас на себе фастфуд иностранных сетей, потому что это высокое и быстрое качество обслуживания и это стандартизированный, стабильный, привычный, до деталей понятый продукт.
В итоге мы наблюдаем здесь большие очереди, инфраструктура даже этих известный сетей не успела перестроиться под большие очереди, выстроившиеся у окошек на выдачу с собой. Итог – люди толкутся, люди создают угрозу заражения.
Очевидно, что не выстроены меры безопасности в этих очередях – разметка, предупреждения о необходимости соблюдения социальной дистанции. Но это недопустимо в такой критической ситуации, как сейчас, и действующие требования Роспотребнадзора сочли бы всё описанное страшными нарушениями.
Коронавирус передается воздушно- капельным и аэрозольным путем, дистанция между людьми менее 1,5-2 метров представляет прямую угрозу заражения, независимо от того, в помещении находятся люди или на улице. Толпы, давки – как минимум, очень располагающий к этому фактор.
Мария Лагарькова, член-корреспондент РАН, заведующая лабораторией клеточной биологии ФГБУ ФНКЦ ФХМ ФНБА, профессор биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова:
- На самом деле немножечко поздно и неуклюже и через … не самым оптимальным путем наше здравоохранение пытается заставить людей вакцинироваться. То, что они получат в очереди к экспресс-выдаче, не имея QR-кода – это не более и не менее того, что они получат в метро, ездя без масок, в аэропортах, откуда уезжают сейчас на отдых, да много где еще. Сейчас, во вторник вечером, прохожу через Парк культуры – пробиваюсь сквозь толпы людей. Наш народ идет к тому, к чему идет, к сожалению, не без помощи СМИ, безответственных заявлений врачей-антипрививочников, которых в других странах за такие заявления, кстати, навсегда бы лишили права работать. Степень ужаса происходящего до сих пор не понятна тем, кто игнорирует даже простейшие маски.
QR-коды и всякие прочие требования к бизнесу, к работодателям – это перекладывание чиновниками своей ответственности за успех вакцинации на более низшее звено. Что тут сказать? Печально, что это последний из оставшихся у власти способов заставить людей прививаться. Но обстановка сейчас такова, что, опять же к сожалению, любые методы, которые бы дали лишние +10% вакцинированных оправданы.
Алексей Аграновский, профессор Биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор биологических наук:
- В условиях эпидемии вообще очень сложно всё организовать идеально, и ни бог, ни царь, и не герой не может этого сделать, никакое начальство во главе нашего богоспасаемого Отечества нас не спасет. Попытки делаются – временами удачные, временами – провальные, и в любом случае всегда найдется тот, кто будет ругать инициаторов за попрание прав человека. Никто не говорит, что всё до конца проработано. Но история с дверьми и QR-кодами – это только один промах среди множества прочих.
Самая же важная история на этот день – ясное понимание того, что конкретно я, вы и все наши соотечественники можем сделать друг для друга, и единственное действенное решение и выход, на мой взгляд - это вакцина. Все остальные эффекты - вторичные, как писал Роберт Шекли в «Обмене разумов».
Многого не хватает по организации. Катастрофически не хватает официального сайта, где была бы доступной и ежедневно обновлялась правдивая статистика о заболевании COVID-19. У нас до сих пор нет официальных ответов на вопросы о том, сколько на сегодня людей вакцинировались, сколько переболели и вакцинировались, сколько людей заразилось после вакцинирования или перенесенного ранее COVID-19 и каким штаммом, в чем различия в течении заболевания у вакцинированных и невакцинированных, сколько людей этих категорий госпитализированы или находятся дома. Ответы на эти и другие вопросы, четкая статистика – сейчас самое важное.