Скандал вокруг розничной сети супермаркетов «ВкусВилл» породил множество экспертных комментариев самого разного толка. Как известно, 30 июня на сайте «ВкусВилл» был опубликован материал «Рецепты семейного счастья», с рассказами семей об их любимых продуктах в магазинах сети. Среди его героев оказалась и ЛГБТ-пара. В материале также говорилось, что компания была вынуждена присвоить статье рейтинг 18+ в связи с законом о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (статья 6.21 КоАП РФ).
Вскоре после публикации представители сети сообщили об угрозах, которые стали получать и сами предприниматели, и героини их материала. Судя по скриншотам, которые предоставили девушки журналистам, им присылали сообщения с угрозами «зарезать семью», а их самих называли «фем собаками» и другими оскорбительными словами.
После этого, руководство сети удалило со своего сайта статью. На странице, где располагался текст, теперь опубликовано извинение руководства компании.
Именно это факт и вызвал нешуточную реакцию. К примеру, политолог Аббас Галлямов настроен решительно:
«Раз рекламную политику «ВкусВилла» теперь определяют гомофобы, то пусть эта сеть на них свой бизнес и делает. Моих денег она больше не увидит. Особенна позорна попытка свалить вину на исполнителей.
Общество нормально относятся к ЛГБТ, вернее ему глубоко все равно, что и является нормальным. Вы посмотрите на реакцию социальных сетей на эту новость, там подавляющее большинство лайков. Если вы вспомните наше же общество лет 15 назад, то именно это и увидите. Это навязанная точка зрения обществу элитами и пропагандой. Эти указания, как жить и с кем спать менторские всем надоели. Мне так кажется…»
Как отметил один из комментаторов поста Галлямова, «давно заметил, что когда в обществе повышается градус, всегда начинается полемика на ЛГБТ-тему. Это просто увод от злободневности, и народ начинает выпускать пар... Легче не замечать, и не лить воду на эту мельницу...»
Журналист Дмитрий Колезев, впрочем, нашел плюсы в этом скандале:
Сильно сомневаюсь, что «ВкусВилл» сдался именно из-за комментариев гомофобов в соцсетях — к этому они явно были готовы, это вполне очевидные последствия такой публикации. Скорее предположу, что учредителям откуда-нибудь позвонили и объяснили, что так не надо — скрепы шатаются, национальная безопасность под угрозой и все такое прочее. Поэтому и пришлось не просто убирать публикацию с сайта и соцсетей, а еще и извиняться буквально всем топ-менеджментом (странно, что видеобращение не записали, как сейчас принято).
На этот случай можно посмотреть, как на победу гомофобов и традиционалистов (стакан наполовину пуст). А можно — как на этап все более широкой дискуссии о правах ЛГБТ и других меньшинств (наполовину полон). Эта тема затронула уже и крупный российский бизнес, хотя еще несколько лет назад такая повестка была характерна лишь для очень узкого круга. Да, в этом конкретном случае традиционалисты победили, но в целом раунд общения состоялся, явно не последний, и уже это ценно…»
Популярный блогер Александр Горбунов «Сталингулаг» уверен, что предприниматели «сами себя высекли» таким решением:
«Испугавшись мнимого бойкота каких-то невнятных персонажей «ВкусВилл» натурально похоронил возможность провести свое IPO успешно. В России никакие бойкоты не работают, невозможно вспомнить ни одного случая, когда кампания, призывавшая не покупать какой-либо товар, пусть даже и мало- мальски сказалась на продажах. В отличие от настроений иностранных инвесторов, которые дотошно изучают объект вложений на предмет соответствия современным трендам. Так что вместо получения ожидаемых доходов менеджмент «ВкусВилла» уже сейчас может садиться в тележку с творожком и лететь по своему крутому пандусу прямо к ….»
С интересного ракурса посмотрел на проблему журналист Кирилл Шулика:
«Вот кто-то оскорбился, что показали однополую пару. А то, что у нас среди политиков полно гомосексуалистов, это не оскорбляет. Про всякую официозную эстраду и говорить нечего, но тоже не оскорбляет. Потому что это все другое.
А вообще кейс Милонова показывает, что вся эта тяга к запретительству от комплексов. То есть гомосексуалистов среди лидеров общественного мнения даже больше, чем мы думаем.
"ВкусВилл" просто рекламу делал, а эти гомосексуалисты каждый день живут со своими комплексами, которые обрушивают нам на головы. И попам бы еще помолчать с их голубым лобби в РПЦ.,.»
Другой журналист, Василий Аленин, уверен, что это был специальный рекламный ход «ВкусВилла», и он удался – о компании узнали все:
«Снятие рекламы принесло больший рекламный результат, чем ее размещение.
В европейской стране или в Северной Америке такое и близко бы не получилось. Лесбиянки в рекламе? Геи? Ну и что. Это примерно то же, что наличие в рекламе людей с разным цветом глаз.
И только в нашей диковатой, возбужденной сверху «традициями» державе компания «ВкусВилл» смогла получить большой рекламный эффект, славно потроллив при этом гееборцев.
«Ой! Боженьки! Да-да, это же лесби! Как мы, менеджеры, этого не заметили! Знаем же, в какой стране оперируем! Сорри, сорри! Снимаем рекламу!»
Этот случай надо преподавать в бизнес-школах как прием, часто используемый в шоу-бизнесе, – продвижение через скандал (последний яркий случай – Бузова во МХАТе). В данном случае продвижение бренда в странах с отсталым сознанием: как «поймать на живца» (воспаленных, косных чудаков-гееборцев) огромные массы потребителей.
Пламенные активисты-«антипидоры» считают, что громят геев и лесбиянок, но на самом деле они лишь нанятые за интерес персонажи в рекламной постановке с заранее предусмотренной для них ролью…»