Posted 1 июля 2021, 12:39

Published 1 июля 2021, 12:39

Modified 7 марта 2024, 13:23

Updated 7 марта 2024, 13:23

Призраки над Кремлем и Белым домом: когда раскроют тайну советской подлодки К-129?

1 июля 2021, 12:39
Для американцев затонувшая в марте 1968 года у Гавайских островов советская подводная лодка К-129 с ядерными ракетами на борту стала даром небес. Юридических проблем не было – руководство СССР официально не признало факт гибели К-129.

Геннадий Чародеев

В октябре 1992 года Москву с неофициальным визитом посетил директор ЦРУ Роберт Гейтс. Он передал президенту Борису Ельцину видеопленку с записью церемонии перезахоронения тел шести советских моряков, извлеченных из отсеков затонувшей в 1968 году нашей подлодки К-129. Американцы заверили Москву, что им удалось поднять только носовую часть субмарины. В Кремле им тогда поверили. Очень хотели поверить.

Привезенный Гейтсом фильм нашим специалистам не понравился. Он показался им, мягко говоря, «агиткой» - вроде как американцы это сделали из «любви к русским». Создатели видеоролика почему-то не запечатлели основные фрагменты поврежденного корпуса К-129, не говоря уже об останках погибших советских моряков – их хоронили в закрытых гробах, накрытых Андреевскими флагами.

Так, что же на самом деле без разрешения Москвы подняли американцы с глубины более 5600 метров в Тихом океане?

Как затонула К-129

24 февраля 1968 года советская подлодка вышла из места базирования на Камчатке на боевое патрулирование, имея на борту ядерные баллистические ракеты подводного старта большой мощности и две ядерные торпеды. В подводном положении К-129 передвигалась со скоростью 12 узлов, при необходимости могла погрузиться на предельную глубину - 300 метров.

8-го марта подлодка не вышла на связь. Главное командование ВМФ и командование Тихоокеанского флота начали секретную операцию по поиску и спасению экипажа К-129, проходившую два месяца на удалении свыше 1000 миль от Камчатки, на глубинах 5000-6000 метров. Активные поиски исчезнувшей субмарины советский флот начал лишь спустя две недели, но все усилия огромной эскадры кораблей к успеху не привели. Слишком большим был вероятный район катастрофы, слишком большие глубины, а никаких специальных средств слежения за подводным крейсером, которые могли бы пролить дополнительный свет на его судьбу, у СССР тогда не было. Домой не вернулись 98 наших моряков…

В Москве решили, что лодка погибла, инцидент засекретили.

В 1950-е годы Соединенные Штаты начали масштабные работы по развертыванию гидроакустической системы SOSUS. В разных частях Мирового океана на предполагаемых маршрутах патрулирования советских подводных ракетоносцев были установлены многочисленные донные микрофонные решетки, главной задачей которых было «слушать» море в попытке обнаружить шумы подводных лодок (двигателей, вспомогательных механизмов, винтов и т.д.). Обратив внимание на необычную суету тридцати с лишним советских кораблей в северной части Тихого океана, американцы предположили, что подобная активность может быть связана с утерей одной из подлодок, после чего обратились к данным SOSUS.

Акустические станции системы, разумеется, имелись и в районе исчезновения К-129. Проанализировав накопленные данные, американские специалисты, по их заявлению, зафиксировали некий «звук одиночного взрыва» в условном пятне площадью 30 квадратных миль совсем рядом со 180-м меридианом, в 1230 километрах от Камчатки и в 1100 километрах к северу от атолла Мидуэй. Пока советские корабли безуспешно искали иголку в стоге сена, у США появилась информация о конкретном участке, где могла произойти трагедия с К-129.

Американцам не терпелось завладеть военными секретами СССР, заполучить шифровальную машинку и, конечно, ядерные боеголовки, которые легли на океанское дно. Со знаменитой гавайской базы Перл-Харбор в определенный по данным SOSUS район отправилась уникальная подлодка USS Halibut («Палтус»), предназначенная для проведения специальных операций. Она была буквально нашпигована самым современным на то время океанографическим оборудованием, включая сонары и подводный аппарат с видео- и фотокамерами. Несколько недель тщательных подводных исследований принесли свои плоды. В августе 1968 года останки К-129 были обнаружены.

Столкновение или взрыв?

Что произошло с К-129, установить до конца так и не удалось. Многие эксперты ВМФ СССР до сих пор убеждены, что трагедию вызвало столкновение К-129 с преследовавшей ее американской подлодкой. Версия маловероятная, ведь в таком случае американцы знали бы место гибели К-129 с самого начала.

Если верить американской стороне, было установлено визуально, что в районе кормовой части рубки наблюдалась большая вертикальная трещина, были сильно повреждены и ракетные шахты.

Гриф секретности во время проведения операции Azorian был высочайший: кораблестроители даже не знали назначение строящихся судов. Водоизмещение одного из них, Hughes Glomar Explorer, - 36 тыс. т, стоимость - $350 млн. Оно было похоже скорее на инопланетный механизм из фантастического фильма, чем на какой бы то ни было корабль. Официальной легендой прикрытия стала версия строительства судна для проведения глубоководных буровых работ.

В проекте было занято 4000 человек, а финансирование по просьбе руководства ЦРУ частично взял на себя миллиардер Говард Хьюз, который считался гениальным изобретателем и большим любителем различных авантюр. Курировал проект лично президент США Ричард Никсон.

Команда Хьюза в рекордно короткие сроки разработала и построила специальный судоподъемный комплекс.

Сама по себе идея подъема подводной лодки водоизмещением около 3000 тонн с глубины трех морских миль в те годы была столь абсурдной, что руководителям советского ВМФ и в голову не могли прийти истинные цели постройки гигантского судна и специальной баржи. Поэтому, когда разведка доложила о готовящейся попытке подъема К-129 американцами, главком ВМФ отмел такую возможность в принципе. Когда все приготовления были закончены, американцы приступили к осуществлению задуманной операции.

В начале июня 1974 года Hughes Glomar Explorer занял свое место над К-129. Колонна буровых труб, на конце которой находилась платформа с огромными гидравлическими захватами, подруливающими устройствами, осветительной аппаратурой и телевизионными камерами, медленно поползла вниз….

В феврале 1975 года американская пресса объявила о попытке подъема затонувшей советской подлодки К-129, которая якобы закончилась частичным успехом: в ходе подъема она разломилась, большая часть ее вновь погрузилась в пучину. Извлечь удалось лишь носовую оконечность с телами шести членов экипажа. Поскольку советские власти не признали даже сам факт гибели К-129, американцы самостоятельно предали земле останки наших подводников со всеми подобающими воинскими почестями.

Был совершен обряд отпевания погибших моряков, для чего пригласили русского священника из православной церкви Нью-Йорка.

Тупиковая ситуация

Официально не признавая гибель подлодки, советское командование отдало приказ о патрулировании места ее обнаружения с полномочиями открыть боевые действия, чтобы не допустить подъема остальных ее частей. Патрулирование продолжалось полгода. Начали работать дипломаты. Но советские аргументы американцы легко парировали: официального заявления о гибели подлодки не было, значит, имущество на дне никому не принадлежит, и поднимать его может кто угодно.

Ситуация зашла в тупик, и обе стороны сделали вид, что ничего не происходит. Тем не менее, Вашингтон принял решение работы свернуть. Собственно говоря, они свою задачу уже выполнили, поэтому вполне могли подыграть нам, но об этом ниже.

Причина трагедии так и осталась неизвестной. Наиболее распространенная версия — непреднамеренный таран К-129 следившей за ней американской подлодкой Swordfish. Версию подогревают данные о том, что одна из подлодок этого класса из акватории, где находилась К-129, пришла на базу с повреждениями и встала на ремонт. Версия эта притянута за уши.

Некоторые эксперты считают, что при зарядке аккумуляторных батарей, когда подлодка находилась в надводном положении, из-за нарушения правил техники безопасности произошел взрыв водородно-воздушной смеси в аккумуляторных отсеках. Подобным образом во всем мире погибло около 40 дизельных субмарин, и это только официально подтвержденные случаи. Что касается причин гибели К-129, то мы об этом, скорее всего, точно не узнаем никогда.

Почти по Станиславскому

Многие корабелы, специалисту по подводно-техническим работам повторяют слова великого Станиславского: американцам не верим! Точнее, они верят, что операция по подъему К-129 была проведена, верят, что останки шести советских подводников покоятся на чужом воинском кладбище за океаном. Вопрос в другом: так ли неудачно для американцев в результате операции Azorian сложились события в те далекие теперь для нас годы?

Специально для «НИ» ситуацию комментирует Тенгиз Борисов, вице-адмирал запаса, доктор технических наук, профессор, председатель Комитета по проведению подводных работ особого назначения при Правительстве РФ (1992 – 1994):

- Допустим, одна из лап судоподъемной платформы Хьюза действительно была повреждена при захвате субмарины, и последняя переломилась на глубине около 3000 метров, как показали создатели вышеупомянутого фильма. Линия разлома согласно их схеме прошла по границе первого и второго отсеков К-129. Таким образом, приблизительно 3/4 или 4/5 массы подлодки неожиданно оторвались от блока судоподъемной платформы. Динамический удар должен был бы разрушить колонну труб, и порвать тросы, на которых блок подтягивался к Hughes Glomar Explore. Допустим даже, что трубы и тросы выдержали этот удар, блок, совершив несколько колебательных движений, успокоился, и подъем носовой оконечности успешно продолжился. Если предположить, что К-129 в начале подъема должна была быть вывешена ровно в «ноль», без крена и дифферента (или с незначительными их значениями), что само по себе очевидно, то после отрыва большей части корпуса лодки, система должна была сильно перекоситься. Угол наклона блока судоподъемная платформа – носовая оконечность К-129 должен был достигнуть как минимум 35-45 градусов (скорее всего он был бы значительно больше – около 60 градусов), что вряд ли позволило бы подтянуть его достаточно близко к днищу Hughes Glomar Explore, уложить на притопленную на понтонах баржу, и извлечь на поверхность. Я не говорю уже о целостности крепежного узла колоны труб к блоку, - предположил вице-адмирал Борисов.

По его словам, есть все основания полагать, что проект подъема К-129, разработанный и выполненный Говардом Хьюзом и его командой, был осуществлен не частично, а в полной мере.

Они опередили свое время на десятки лет, и надо отдать должное их гениальному научному и инженерному предвидению, считает эксперт. Американцы, скорее всего, получили все, ради чего и затевали столь авантюрную операцию. Официальная версия гибели К-129 – всего лишь красивая легенда прикрытия. Руководство ВМФ, Министерства обороны и СССР проглотили ее, не разжевывая: уж слишком всем хотелось, чтобы так оно и было на самом деле. В противном случае надо было докладывать «наверх», что сверхсекретная шифровальная машинка и не менее секретное ядерное оружие оказались в руках вероятного противника. Сколько голов при этом скатилось бы с военного Олимпа, даже предположить сложно. А так разломилась при подъеме – и концы в воду. Все довольны…

- Честно говоря, я лично полагаю, что и в обозримом будущем гриф секретности с материалов К-129 не будет снят ни по ту, ни по эту сторону Тихого океана по понятным причинам. - уверен Тенгиз Борисов.

Экипаж К-129 погиб более 50 лет назад. Шесть человек обрели вечный покой на американской земле. Но где останки остальных офицеров и матросов несчастной субмарины? Точнее, то, что от них осталось? В покореженном стальном гробу на глубине более 5 км? Или они тайком захоронены в безымянной братской могиле по ту сторону океана? Кремированы и их пепел развеян над морем?

Еще живы люди, которые способны пролить свет на эти вопросы, но они, повинуясь присяге, хранят молчание. Пора позволить им заговорить. Это надо сделать хотя бы ради памяти жертв холодной войны, ради их родственников, ради тех, кто сейчас продолжает нести боевую службу на земле, в небесах и на море. Просто во имя торжества гуманизма, иначе потомки нас не поймут.

- Если бы я верил в призраки, я бы обратился к экстрасенсам с просьбой убедить неприкаянные души подводников до тех пор являться по ночам к тем, от кого зависит раскрытие архивов спецслужб, пока они не соизволят это сделать. Но я не верю в призраков, поэтому обращаюсь к неравнодушным людям как на нашей, так и на американской земле: помогите восстановлению истины. Пусть она всплывет в прямом и переносном смыслах этого слова, - заявил «НИ» вице-адмирал Тенгиз Борисов.

Подпишитесь