30 июня исполнилось ровно полвека со дня катастрофы, унесшей жизни всех членов экипажа советского космического корабля «Союз-11»: Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева. Космонавты погибли при возвращении на Землю из-за разгерметизации спускаемого аппарата на большой высоте. Конструкция корабля не предусматривала скафандров для экипажа.
Специально к этой дате «Роскосмос» опубликовал на своём сайте рассекреченные переговоры членов экипажа космического, состоявшиеся перед запуском и после расстыковки с орбитальной станцией.
В рассекреченных материалах рассказывается, как космонавты закрыли люки, доложили обстановку измерительному пункту и сверили время.
В измерительном пункте отметили, что у космонавтов были отличные параметры и частота дыхания, а пульс у всех не превышал 76.
Кроме того, опубликованы фрагменты переговоров после расстыковки с орбитальной станцией «Салют-1». Экипаж докладывал, что видит Землю и начинает ориентацию.
Отмечается, что последним, что услышали с Земли от космонавтов, было шутливое пожелание Волкова: «Завтра встретимся, готовьте коньяк».
Популярный блогер Андрей Селезов поделился своими воспоминаниями об этом жарком летнем дне 30 июня 1971 года. Родители пятилетнего мальчика снимали тогда дачу под Киевом. Вот что пишет Селезов:
«Отец пришел утром с рыбалки сильно расстроенный - он с собой всегда приемник "Меридиан" коротковолновый носил. Примерно 11 часов уже было и начинало становиться жарко. В целлофановом пакете у него плескались три крупных полосатых окуня.
"Наш экипаж Союза-11 весь погиб сегодня ночью. Полностью", вдруг сказал отец и сел на скамейку на летней кухне. Только что по "голосу" передали. Подробности пока не сообщали.
Бабушка и дед выскочили из веранды со словами: "Да ты что, да ты что? Может врут империалисты проклятые?" "Не думаю..." сказал отец.
Все как-то страшно расстроились, загрустили - ведь целых ТРИ ЧЕЛОВЕКА!»
По русскому обычаю взрослые решили помянуть погибших героев. Дед мальчика, фронтовик, сбегал в сельский магазин за водкой, а потом сидел во дворе под деревом, качал головой и произносил фамилии погибших.
«Запомнил эту вот картину на всю жизнь, как и эти три фамилии…»
Чисто советский парадокс: если зарубежные СМИ сообщили о трагедии буквально сразу, как стало о ней известно, то родное советские радио упомянуло об этом только вечером, а скупые сообщения в прессе появились лишь на следующий день. Очень не любили, да и не любят, в нашем отечестве признавать свои ошибки…