«Санкт-Петербург – культурная столица России» - красивая фраза, или научный факт? Ученые показали, что это правда.
Как известно, основными потребителями культуры всегда были наиболее обеспеченные слои населения, и Россия в этом смысле ничем не отличается от других стран, в ней также мощным катализатором потребления культурных благ служат высокие доходы, - выяснил в своей работе «Потребление культурных благ в России: масштабы, детерминанты, дифференциация», опубликованной в журнале «Экономическая социология», академик Ростислав Капелюшников: «В верхнем дециле (высшие 10%) примерно каждый второй в течение года бывает в кино, каждый третий — в театрах или на концертах и примерно каждый четвёртый — в музеях. Аналогичные оценки для нижнего дециля (нижние 10%) составляют около 20% в случае кино и концертов и около 5% в случае театра и музеев. По «элитарным» видам искусства разрыв между крайними децилями оказывается огромным: 7 раз для театра и 5 раз для музеев. Для «массовых» видов искусства, кино и концертов, он меньше: «всего лишь» 2-3 раза.
Культурная активность монотонно возрастает по мере увеличения экономических ресурсов домохозяйств.»
Там же аналитик доказал, что Петербург (а не Москва) по праву носит звание культурной столицы России, поскольку является рекордсменом по охвату потреблением культурных благ. Это касается как общей вероятности посещений, так и вероятностей посещения кино и театров, и только по музеям между Санкт-Петербургом и Москвой поддерживается примерный паритет…».
Аналитик выделил четыре основных вида культурных благ — кино, театр, концерты и музеи, и для каждого из них оценивались вероятность и регулярность его потребления, а также анализировались социально-экономические и демографические характеристики потребителей
Рекордно высокий спрос на культурные блага наблюдается и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Среди жителей обеих столиц в течение года примерно каждый второй бывает в кино и каждый третий-четвёртый в театрах, на концертах или в музеях. Общий коэффициент посещаемости достигает 70–75%. Доля регулярных зрителей/слушателей также находится в них на очень высокой отметке — порядка 30%.
Однако, отмечают исследователи, по большинству показателей ситуация в Санкт-Петербурге выглядит благоприятнее, чем в Москве: по всем видам искусства петербуржцы заметно опережают москвичей.
Общие коэффициенты посещаемости соотносятся как 77% (Санкт-Петербург) против 68% (Москва).
Возникает логичный вопрос, как же соотнести строгую зависимость уровня интереса к культуре от уровня доходов (больше денег у людей, больше спрос на кино, театры, музеи и концерты), если доходы москвичей выше, чем доходы петербуржцев? Тогда почему бы москвичам не лидировать в культурном потреблении?
Тут может играть свою роль еще и следующий феномен, известный экономистам – «потребление культуры» (поход в музей, на концерт, в кино) требует не только денег, но и времени. И здесь высокий уровень заработков может стать препятствием к «культурному походу» – у высокооплачиваемого работника «время дорого», и его «культурная активность» в ущерб «профессиональной (рыночной) активности» оборачивается для него бОльшими потерями потенциального дохода.
«Ещё более неожиданно, что по большинству характеристик культурной активности Москва проигрывает не только Санкт-Петербургу, но и другим крупнейшим городам с численностью населения более 500 тыс. человек. Возможно, это связано с присутствием среди жителей Москвы большого числа недавних мигрантов, которые гораздо пассивнее в культурном отношении, чем коренные москвичи… - считает эксперт.