«Его никому не жалко» Почему жертвой пандемии в России стал именно общепит

28 июня 2021, 12:09
Метро, самолеты, поезда, офисы, стройки, сборочные конвейеры, целые кварталы набитые бессмысленными госслужащими - все это, с очень коротким перерывом в апреле-мае прошлого года, работало как работает. Но каждая волна вируса влечет репрессии именно к сфере услуг.

Как известно, одним из самых запоминающихся событий Петербургского эконмического форума стало эмоциональное выступление владелицы сети кафе «АндерСон» Анастасии Татуловой, которая жестко раскритиковала действия властей в сфере поддержки среднего и малого бизнеса, заявив, что бизнесу больше всего нужны прибыльность и безопасность, а «меньше всего форумы». Между государственными органами, курирующими малый и средний бизнес, и самими предпринимателями, по словам Татуловой, существует разрыв в понимании, что именно нужно бизнесу: «Основной запрос предпринимателей — их всего два на самом деле — это прибыльность и безопасность. Больше предпринимателю ничего не надо. Меньше всего ему нужны форумы». Этих понятий, по ее словам, нет ни в одной из существующих стратегий развития. «Что угодно есть: цифровизация, акселерация, генерация, песочница. Только вот этих двух слов нет: «безопасность» и «эффективность».

Она отметила, что в стране отсутствует реальная экспертная команда, понимающая, что такое малый и средний бизнес. А существующие экспертные советы часто вычеркивают предпринимателей из своего состава, если они говорят неудобные вещи. «Вот когда мы будем готовы слушать обратную связь, когда мы будем готовы эти неудобные вещи брать в работу — вот только тогда у нас все поедет», — сказала Татулова. Бизнесмен также отметила, что каждое «государственное телодвижение» в сторону субъектов предпринимательства в конечном итоге заканчивается усложнением работы добросовестных участников рынка и переходу компаний в тень.

Однако власти страны не вняли этой яркой речи, и продолжают гнуть свою линию. Запрет на посещение кафе и ресторанов невацинированным россиянам из той же оперы...

Почему так происходит, в том числе и в первую очередь, именно в сфере общественного питания? На этот вопрос у публициста Михаила Макогона есть аргументированный ответ, который он изложил в своем блоге:

«Может возникнуть вопрос: а почему уже год именно общепит за всех платит? Почему именно ему назначили капиталистический субботник за свой счет в деле борьбы с коронавирусом?

Метро, самолеты, поезда, офисы, стройки, сборочные конвейеры, целые кварталы набитые бессмысленными госслужащими - все это, с очень коротким перерывом в апреле-мае прошлого года, работало как работает. Но каждая волна вируса влечет репрессии именно к сфере услуг, это уже настолько привычно, что воспринимается стандартом: чуть что - закрывай бары.

Тут есть ответ. Репрессии к сфере услуг растут из того же корня, что ее успех.

Главная причина к тому, что сфера услуг, по крайней мере в крупных городах, в первую очередь - в Москве и Питере, как минимум не уступает, а где-то и сильно превосходит мировые столицы, невероятного расцвета ресторанов, баров, кофеен, гастропабов, барбершопов, клубов на любой вкус - вся эта сфера никогда не была интересна государству.

Это, равно как русский IT в 90-00-х, ответ на вопрос: что может сделать русский человек, если его перманентно не унижать, не бить по рукам, не отбирать собственность и не гнать в ГУЛАГ.

Мне кажется, что на пальцах одной руки поместятся города, которые в состоянии конкурировать с Москвой и Питером по концентрации самого хитропридуманного досуга, самой нишевой культуры, самой интересной еды и выпивки на квадратный метр городской площади.

Причем, развивалось это все с бешеной скоростью прямо у нас на глазах. Сегодня уже недостаточно просто вкусно кормить, в прожарку стейка уже все давно попадают точно, с соусом для «цезаря» тоже все давно разобрались, тартар из говядины и оленину под брусничным соусом с чипсами из утиной кожи скоро в Макдональдсе начнут подавать. Надо прям извернуться, вытянуться в струну и пройти колесом, чтобы тебя хоть кто-то заметил, на фоне двух десятков таких же очень хороших заведений, открывшихся в тот же день.

Культовые заведения нулевых, куда все стремились притащить иностранца, вроде того же Пушкина, сегодня выглядят просто дорогостоящими столовками.

Все просто потому, что эта мышиная возня нафиг не нужна серьезным государственным людям. Вот этот бизнес по персональному целованию клиента в правую ягодицу - очень сложно, там очень мало денег, очень много работы и бешеная конкуренция, прожить хотя бы пятилетку, в которой - большой успех.

Государство понимает, что такое нефть и газ, что такое промышленность, что такое крупный банк, массовый розничный ритейл, теперь уже, к сожалению, понимает и что такое телекоммуникации.

Бутик-отель, барбершоп, стендап-клуб, гастробар - это все идет по разряду мелкой спекуляции, отношение к которой лежит в диапазоне от потребительского, призванного обслуживать начальство, до безразличного и презрительного. От которого сильно больше визгу (просьб, жалоб, требований, нытья), чем шерсти (это вам не Сбер, который одним налогом на прибыль едва не десятую часть московского бюджета формирует).

Именно такое положение вещей обеспечило сфере услуг настолько невероятный успех. Потому что она находится далеко за пределами радаров серьезных людей и эффективных менеджеров, занятых борьбой за первенство в поставке труб для очередного потока вникуда или дележом подрядов на реновацию.

Обратная же сторона того явления, что обеспечило успех - их никому не жалко. Можно безвредно, но показательно громить, не задевая интересов никаких значимых лиц.

Потому будут работать отделения и офисы Сбера, Альфы и ВТБ, сборочные линии КамАЗа и ГАЗа, будут идти стройки и летать битком набитая Победа, ездить поезда РЖД, идти предоплаченные городские мероприятия, потому что подрядчики “Алых парусов” - кого надо подрядчики.

А за общепит на очередном форуме скажет только хозяйка “Андерсона” Татулова, вес слов которой в реальном мире не стал бы ниже, если спикера накачать гелием…»

#Бизнес #Аналитика #Бизнес малый и средний #Общественное питание #Власть #Пандемия #Ресторанный бизнес
Подпишитесь