Правительство утвердило порядок получения и обжалования постановлений ГИБДД о штрафах, начисленных с помощью систем фотовидеофиксации. С 1 сентября обжаловать штрафы можно будет через портал госуслуг. До этого автомобилистам надо было лично обращаться в ГИБДД.
Новый порядок получения информации о штрафах ГИБДД прокомментировал в эфире радио Sputnik.
Как рассказал эфире радио Sputnik автоюрист Сергей Радько, новый порядок снимет некоторые разногласия, связанные со своевременной оплатой и обжалованием штрафов.
«Многие говорят, что не получали штрафы, что документов нет. Бумажный документооборот сложнее, он более дорогостоящий, хлопотный. Система госуслуг давным-давно вошла в нашу жизнь. Мы согласились зарегистрироваться там и коммуницировать с государством в электронной форме, и нет ничего странного в том, что оно будет присылать нам в этой форме документы. Так будет удобнее и государству, и гражданам», — полагает он.
Обжалование через портал госуслуг может иметь некоторые особенности, о которых необходимо знать.
«До сих пор бывает так, что письмо вроде бы направили, а оно не дошло. Система должна работать безотказно, чтобы такого не было», — полагает юрист.
По его мнению, самое главное состоит в том, что в новых правилах есть оговорка. В ней указано, что если гражданин зашел на портал госуслуг, то письмо считается полученным, даже если он его не открывал, не читал, просто зашел под своей учетной записью.
Однако проблема заключается в том, что на портал госуслуг нередко приходит очень много писем, и пользователи не все их открывают.
«Придется быть более внимательными и понимать, что даже если мы не открыли письмо, то все равно считаемся извещенными, и сроки идут», — объяснил Сергей Радько.
В новых правилах указано, что если гражданин не заходил на портал госуслуг в течение семи дней, то письмо должно быть распечатано и отправлено ему в бумажном виде. Но если это произойдет, драгоценное время может быть упущено, и водитель рискует лишиться возможности оплатить штраф со скидкой.
«Сначала письмо генерируется в электронной форме, семь дней система ждет. Если гражданин не заходит, письмо распечатывается и отправляется ему. А двадцать дней с момента вынесения постановления о штрафе идут и никак не приостанавливаются», — сообщил эксперт.
В связи с этим автоюрист посоветовал всем водителям внимательно относиться к госпочте и почаще проверять непрочитанные письма.
Накануне стало известно о том, что теперь электронное «письмо счастья» будет считаться врученным адресату, даже если человек зашел на портал, например, получить QR-код для посещения ресторана в Москве или оформить загранпаспорт. С этого момента начинает исчисляться 10-дневный срок на обжалование постановления.
До введения новой нормы для обжалования постановлений ГИБДД гражданину нужно было лично явиться в подразделение инспекции либо направить заявление по почте. Такая система вызывала массу жалоб автовладельцев. Количество обжалований ежегодно исчисляется сотнями тысяч.
Теперь же порядок обжалования «писем счастья» из ГИБДД значительно упростится. Делать это можно будет в электронной форме через портал госуслуг с помощью электронной подписи. Если автовладелец согласился получать «письма счастья» только через портал (без получения бумажной версии в почтовый ящик), документ о штрафе будет считаться врученным ему на следующий день после поступления в систему (даже если гражданин в личный кабинет не заходил). При этом уведомления о поступлении писем о штрафах будут рассылаться водителям с помощью SMS, push-сообщений, на почту и по другим каналам.
Если согласия гражданина на получение госпочты через госуслуги нет, что «письмо счастья» считается врученным, если он зашел в личный кабинет на портал госуслуг хотя бы раз в течение 7 дней после размещения документа в системе. Если гражданин на портал не заходит, то электронный штраф будет «преобразован» в обычное бумажное письмо.
Ранее издание «7×7» опубликовало расследование о системе работы автоматических комплексов фиксации нарушений ПДД. Как выяснили расследователи, в ряде регионов система устроена по принципу государственно-частного партнерства таким образом, что большинство штрафов оседает не в бюджетах регионов, а переходим в собственность частных корпораций, которые, по мнению водителей, не вкладывают усилий в реальное повышение безопасности на дорогах, а лишь «паразитируют на штрафах». Особенно сильная диспропорция по объему штрафов, собранных на основании автоматической фото- и видеофиксации, и мизерной доле отчислений в бюджет сложилась на территории Костромской области, где в карман частных инвесторов поступает до 93% таких штрафов.