Posted 24 июня 2021, 17:26
Published 24 июня 2021, 17:26
Modified 7 марта, 13:31
Updated 7 марта, 13:31
Елена Иванова, Наталья Сейбиль
И через 2 дня после объявления новых антиковидных мер в Москве ситуация более ясной не стала. Предприниматели-владельцы ресторанов и фудкортов чувствуют себя париями, на которых указал мэрский перст, и назначил их терпилами, о чем они и рассказали на онлайн-пресс-конференции ОСН ТВ.
Новая забава московской мэрии – QR-код, ставший символом третьей волны коронавируса – все еще вируален. Пока его не видел никто, обещали начать присваивать только с завтрашнего дня. Надежды на то, что непривитые граждане ломанутся за прививками или тестами по 50 долларов на человека в специально обозначенные больницы, у них нет.
- У нас полностью привитых 10% Это значит, в ресторанах будут пустые залы. Тогда закройте все, полный локдаун. Компенсируйте все, не так, как тогда! – восклицает предприниматель, ресторатор, общественный деятель Андрей Ковалев.
Хаотичные и малопродуманные меры мэрии выбывают массу вопросов. Андрей Ковалёв хорошо помнит слова главы Роспотребнадзора Анны Поповой о том, что главный источник заражения – это «общественный транспорт и немножко дома».
О ресторанах и торговых центрах речи не было. Зато метро как перевозило миллионы людей в день, так и будет перевозить. Самолёты летают? Конечно, летают. Даже в зачумленную Индию. Ковалёв задается вопросом, какой умник разрешил прилетать в Россию индийским студентам? Это не московские власти, это федеральное правительство. Но ему ничего не будет, можно только отдельное спасибо от малого и среднего бизнеса передать. Как полтора года назад не было известно, где находятся очаги передачи инфекции, так и сейчас никакого исследования проведено не было. По крайней мере, о нём ничего широкой общественности не известно.
Совладелица сети ресторанов Burger Heroes Ольга Корнеева рассказывает, что они уже несколько дней назад, как только стало известно о том, что нужно подать заявку на разрешение работать по новым правилам, зарегистрировались в специальном реестре. До начала работы по новым правилам осталось 5 дней, но ответа, одобрена ли их заявка, они так и не получили. Предприниматель ломает голову – наверное, нужно ждать дополнительных проверок, соответствуют ли её рестораны требованиям департамента торговли Москвы. В памяти у всех еще свежи воспоминания весны 2020 и зимы 2020-2021 годов:
- Наша отрасль очень долго восстанавливалась с того момента, как нас открыли в июле прошлого года, очень медленно. Зимой большинство ресторанов накрыло очередной волной. У нас посещаемость снизилась. Могу сказать по своим ресторанам, ресторанам коллег, что мы не достигли показателей 2019 года. В среднем – минус 20 процентов по отношению к 2019 году.
Сейчас мы прекрасно понимаем, что ради похода в ресторан люди не пойдут сдавать тесты, что среди тех в Москве 2,5 млн привившихся большинство пожилых людей, то есть, не наша целевая аудитория. Очень многие привились только первым.Есть предположения, что посещаемость упадёт на 90%.
Настроение у бизнеса мрачное.
- В случае одноразового нарушения ресторан исключается из реестра, и повторно могут подать себя через 30 дней. Из чего мы делаем вывод, что эта ситуация с нами надолго. Это не на две недели и не на месяц. Мы как бизнес готовы перетерпеть, лишь бы эта ситуация не затянулась на долгие годы, - говорит Корнеева.
Вот это никто сказать не может и не хочет.
Реакция посетителей не заставила себя ждать. Когда владелица ресторана Татьяна разместила у себя на сайте сообщение о том, что теперь посетители обязаны предъявлять QR-коды, возмущенным комментариям не было конца:
«Не беспокойтесь о моем здоровье, я сама о нем побеспокоюсь! Беспокойтесь о моих гражданских правах и читайте Конституцию 👎». «Очень жаль, что вы сознательно выбрали путь дискриминации, а ведь могли и не делать такой выбор. Мне нравилось у вас, но теперь я не буду ходить к вам принципиально.» «Так начинался крах ресторанного бизнеса в Москве - эпизод 1- « отрицание»))))))))» - это только самые разумные высказывания, которые оставляют уже бывшие посетители.
Почему ресторанам, хоть и в усеченном виде, работать можно, а фудкортам нельзя?- недоумевает Андрей Ковалев. В фудкортах посадка свободная, места больше и очереди не такие, как в Макдональдсе. Только Макдональдс работает, и в него выстроилась очередь к кассе по 50 человек, а фудкорты, где к 45 прилавкам стоят по два-три человека, закрыты.
- Я просто в этом уверен, что нужно принимать срочные меры, или мы потеряем бизнес в нашей стране. Рестораторы сами говорят – закрывайте нас, мы в таких условиях работать не можем. Владельцам недвижимости что делать? Ко мне очередь арендаторов – говорят, фудкорт закрыт, мы аренду платить не будем. Что я должен делать?
Такой избирательный локдаун декларируется властями как способ заставить людей прививаться. Рестораторы чувствуют себя наказанными для проваленную властями агитационную кампанию за вакцинацию. Одними запретами ситуацию не улучшишь. Есть определенная часть населения, которая готова будет привиться, например, Пфайзером, потому что Спутник признают всего несколько стран. Бизнесмены уверены, что это даст процентов 10-15% привитых. Это предложение владельцы ресторанов делают от отчаяния и опасений потерять бизнес уже навсегда. Очевидно, что власти и связанные с ними производители российских вакцин не захотят впустить в страну конкурента.
- Закрытие ресторанов – полумера, как пушкой по воробьям. Чем быстрее мы добьёмся коллективного иммунитета, тем быстрее данная ситуация себя исчерпает. В данном случае, только рестораны, только общественное питание – это ни о чём. Имеет смысл тогда разговаривать обо всей сфере услуг. И правительству имеет смысл рассматривать какое-то субсидирование и поддержку бизнеса. А в данном случае – нами жертвуют, - уверена Ольга Корнеева, выражая мнение отрасли.
Председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин рассказывает об административной чересполосице и нежелании власти брать на себя ответственность. В регионах каждый глава принимает свои решения. В Башкирии, где в кинотеатрах ввели QR-коды, посещаемость упала в 5 раз. Кто возместит убытки?
- Проблема массовой вакцинации решится за счёт частного бизнеса. Государственные предприятия получат компенсации, а частный бизнес будет сам разгребать свои проблемы. Мне кажется, это несправедливо. Хотя нам ещё в прошлом году говорили, что нигде в Конституции не записано, что государство должно поддерживать бизнес. Поэтому мы особых иллюзий и не питаем.- говорит Березин.
Бизнес готов предложить власти свою помощь в разработке мер и просят сесть за стол переговоров с федеральным и местными правительствами. Только у властей нет никакого желания обсуждать программы помощи. Их отношение очень четко выразил депутат Госдумы, первый заместитель профильного комитета по экономической политике Сергей Калашников: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Так и сказал:
- Бизнес, который надеется, что придет добрый дядя и ему поможет в лице правительства или инопланетян – это бизнес, не стоящий двумя ногами на земле. Бизнес должен понимать, что основной источник его решения проблем – это он сам, который находит новые решения. Это не означает, что он не должен задавать вопросы и доносить до власти свои требования. Но для сиюминутной ситуации эти решения навряд ли будут реализованы и принесут пользу. При понимании поддержки со стороны власти бизнес должен исходить из понимания, что приоритетным являются его личные решения.
Вот так «стоящая двумя ногами на земле» российская власть всеми своими ветвями открещивается от своей прямой обязанности создавать рамочные условия для предприятий, которые платят налоги, то есть, их поют и кормят. Все страны мира потратили в прошлом году по 25-30% ВВП на поддержку бизнеса, возмущается Андрей Ковалев, наши потратили 4%. Это катастрофа. В Думе не было принято ни одного закона, который был бы направлен на развитие бизнеса, а не на его удушение. И это все, что может сказать власть?
- Кто спасет страну? Чиновники? Нет! Малый и средний бизнес, это локомотив развития экономики. Мы должны сделать Россию раем для людей, которые хотят работать и зарабатывать. Сейчас Дума закончила работу популистскими законами – повысить налоги для богатых и так далее. Последние разбегутся, кто останется? Нефтяники и охранники. Это мощные экономические реформы! - уверен Ковалев.
Правда, сам депутат Калашников признает, что ситуация в экономике критичная, а в некоторых секторах просто смертельная, тем не менее, государство не может оказать быструю точечную помощь. У малого и среднего бизнеса есть большие сомнения в том, что оно может услышать их голоса. В 2020 году, когда бизнес душили, как могли, Фонд национального благосостояния и золотовалютные резервы выросли на 70%, говорит Андрей Ковалев. Бизнесу не помогли даже словом:
- Стране нужны Столыпины, а не Ленины. Запрос на революцию зреет в обществе. Это очень плохой сигнал. Ещё раз – мощные экономические реформы!