19 июня этого года выпал из окна Егор Башлачев, сын Александра Башлачева. Талантливый, но недооцененный соотечественниками Александр также вышел из окна в 1988 году. Дети часто повторяют трагические судьбы своих родителей. Но здесь мы видим определенную историческую цикличность. Смерть музыканта произошла за три года до распада СССР. Апогей системного триумфа — есть и предвестник его конца. Но не все еще чувствуют подземные толчки грядущего.
В России набирают силу политический террор, третья волна КОВИДа, бедность, переходящая в нищету, а люди обсуждают энергичную (но успешную) дурочку Ольгу Бузову. Общество, которое несколько столетий разводили такой профанацией как духовность, стоит того, чтоб его разводили такой профанацией (даже!) попсы и актуальности как Бузова. Как говорил друг наш Штирнер — без лоха и жизнь плоха.
В чем феномен Бузовой? Ни в чем. Его нет. Ну разве только в попытке навязать образ «девчонки с нашего двора». Ставки сейчас делаются на простоватых и никаких. Чтобы компенсировать отсутствие соцлифтов для молодежи. Чтобы подростки думали, что им повезет. Спойлер — не повезет. Детям, взрослым и старикам тоже не повезет. В общем, не повезет никому.
Еще раз. В чем феномен Бузовой? Ни в чем. Его нет. Ее «суперприсутствие» и псевдосубъектность — исключительно заслуга медиа. Дайте мне СМИ и я переверну мир. Дайте мне СМИ и я обустрою Россию. Вот мне и дайте!
Куда интересней Бузовой Моргенштерн. Моргенштерн — этакий панк наоборот. Вызывающий символ россиянской успешности, «счастья при стабильности». Нарочито циничный и в общем-то, некрасивенький, но складно сделанный (именно сделанный!), он призван не нравиться, но именно раздражать, даже бесить.
Обнаруживая ту невротическую червоточину между вымученной духовностью и латентной завистью — той экзистенциальной люлькой, в которой плещется «приличный человек». Типаж абсолютно постмодернистский. Так что, если он вас каким-то образом беспокоит, то дело, скорее, в вас. Таковы законы жанра.
Что же касается «приличных людей», то нередко в их среде наблюдается демонстративный снобизм и презрение к народу, который именуется ими чуть ли не быдлом. Странно не видеть и не понимать, насколько это подло и пошло. Насколько это бессмысленно в исторической перспективе.
Пост Виктора Шендеровича о (конечно, очевидном) неравенстве людей, был удален фейсбуком, «чтобы защитить группы людей, которым приписывают неполноценность по отношению к другим».
Шендерович пишет:
«В тексте, действительно, настойчиво провозглашается неполноценность невежественной, темной части населения России по сравнению с просвещенной частью страны: ущербность персонажей бунинских «Окаянных дней» по сравнению с академиком Павловым... Разве это не так? Разве эти не ущербны по сравнению с теми?»
На мой нескромный — фейсбук оказался политически дальновидней самого автора. С таким декларативным снобизмом, с таким презрением к людям у отечественных либералов — ноль политических перспектив. И поскольку я сама либерал, здесь я хочу «решительно размежеваться» с теми, кто разделяет точку зрения Виктора Шендеровича. Впечатление, что отечественная интеллигенция намеренно возводит стену между собою и народом, роет ров, кошмарную яму.
Формально дистанцируясь как от власти, так и от общества, системные либералы в сложившихся условиях по сути выполняют роль передаточного звена от условных «верхов» к условным «низам». А в случаях особой опасности для системы они полностью солидаризуются с ней.
К сожалению, ничто так не роднит с режимом многих отечественных представителей разрешенной оппозиции, как открытое презрение к простому человеку. То они советуют ему «стать чуть посложнее», чтобы понимать многие политические нюансы происходящего, то высокомерно одергивают его каждый раз, когда он пытается рассуждать об ими же предложенных материях. Допустим, у вас будет возможность прийти к власти. Случится чудо и вы окажетесь в Кремле. Через день вас выкинет оттуда разъяренная толпа людей, которых вы столько лет поливали грязью.
Кто позволяет себе бесконечное высокомерие, демонстрирует надменность и презрение в отношении своей публики, должно быть очень богат, достиг социальных и метафизических вершин, и бесконечно самодостаточен... Но нет. Он не особо богат, недостаточно известен и уж точно не самодостаточен, если вечно рефлексирует о свойствах других. Чем ни объясняй подобное поведение, а объясняется оно то ли глупостью, то ли болезнью и уж точно — глубокой социальной уязвленностью, оно в высшей степени неполитично.
Также демонстративное ликование по поводу, например, проигрыша сборной России по футболу — какая-то феерическая глупость. Футбольные фанаты — это огромный человеческий, политический и силовой (!) ресурс. Особенно на худшие времена. Кто пренебрегает толпой, тот не добивается политических изменений и не приходит к власти. Никогда.