Виктория Павлова
И вот уже рабочим одного крупного предприятия обещают отменить отпуска за отказ от вакцинации, в «Мосгазе» - лишить непривитых сотрудников премии, а в некоторых случаях людям без прививки и вовсе грозят увольнением.
Все в лучших традициях директивного управления государством: одних лишь законов и указов недостаточно. Необходимо любую инициативу «спускать» вниз по иерархической лестнице, непосредственно до предприятий и их сотрудников. Методика привычная и отработана на проведении важных государственных праздников и выборов. Хочешь спокойно работать без лишних проверок со стороны прокуратуры и других надзорных органов - будь добр обеспечить явку за счёт своих сотрудников на праздничных митингах, выборах и прочих мероприятиях, создающих образ благополучия. Так и происходят самые абсурдные перегибы, переворачивающие с ног на голову любую идею.
В случае с ковидом ситуация особенно напряжённая: ведь и работодатели заинтересованы в том, чтобы сотрудники не выпадали из рабочего процесса, надолго уходя на больничный. Так можно и во вкус войти, вводя дополнительные стимулы для подчиненных, чтобы они больше заботились о своём здоровье. «Новые Известия» побеседовали с экспертами и попытались разобраться, почему появляются такие перекосы, что с ними делать, и к каким еще «кнутам» от работодателей готовиться.
Принуждение по закону
Как бы ни было неприятно противникам вакцинации от COVID-19, но принудительные меры вполне соответствуют действующим законам и Конституции. Это отмечают даже профессиональные юристы. Екатерина Тягай – адвокат и партнёр коллегии адвокатов Pen & Paper подтверждает, что даже отказ от плановой госпитализации непривитых может иметь законное обоснование.
- Программа государственных гарантий оказания медицинской помощи, в т.ч. перечень видов, форм и условий предоставления бесплатной медицинской помощи утверждается Постановлением Правительства РФ на определенный период. В условиях ЧС и/или при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Правительство РФ вправе установить особенности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.
А врач, исполнительный директор Фонда по борьбе с инсультом ОРБИ, невролог Александр Комаров указывает на то, что антиковидные ограничения, установленные законом, мягкие, просто известные, а про остальные мы и вовсе не знаем.
- Остановка плановой госпитализации непривитых - это превентивный, а не ограничивающий фактор. Это нормально, мы же не берем в детский сад ребёнка, непривитого от полиомиелита, кори или дифтерии? В чем разница? И подобная практика не нова. Посмотрите приказ Депздрава - пациенты, которые не имеют противокоревых антител либо не имеют прививку ЖКВ, не допускаются до плановой медицинской помощи и не могут быть госпитализированы даже для обследований, для диагностики. Это про корь, не про ковид.
В общем, Правительство подготовило базу для принудительной заботы о здоровье отдельных личностей и общества в целом, а дальше уже все стали реализовывать возможности и обязанности кто во что горазд.
Кнут и пряник для сотрудников российских компаний
Есть компании, которые действуют методом пряника. Пускай кому-то достаются крошки, а кому-то - целый широкоформатный «тульский пряник», но всё равно это метод поощрения. Так, например, АвтоВАЗ заплатит сотрудникам за прививку по 1500 рублей, Russia Today – по 57500 рублей тем, кто успеет привиться до 10 июля, Новосибирский завод полупроводниковых приборов выдаст премии по 4000 рублей, сотрудникам «Азбуки Вкуса» в дни прививки дают оплачиваемые выходные. Но так бывает в основном в тех отраслях, где высока конкуренция за работников. Остальные предпочитают метод кнута. Особенно на градообразующих предприятиях.
Первые сообщения о принуждении к вакцинации появились ещё прошлой зимой. Прививаться обязывали лишь работников медицинских и образовательных организаций, сферы соцобслуживания. Но уже тогда, например, государственная компания РЖД намеревалась за 3-4 месяца привить всех сотрудников транспортной сети и работников собственных медучреждений. Чаще всех к такой практике, да и ещё и с применением угроз, прибегали компании нефтегазового сектора, у которых значительная часть сотрудников работает вахтовым методом на приличном удалении от цивилизации. Для таких компаний прививка – возможность сэкономить на двухнедельной обсервации вахтовиков. Люди жаловались, что работодатели, в частности «Сургутнефтегаз», угрожали депремировать за отказ от вакцинации. В некоторых случаях дело доходило даже до угроз увольнения со стороны работодателя и до жалоб губернатору со стороны сотрудников.
В тюменских и свердловских филиалах торговой сети «Мегамарт» обещали переложить на сотрудников штрафы за недостаточный уровень вакцинации, лишив их стимулирующих выплат. Отличился и Мосгаз, хотя никаких вахтовиков у него нет – руководство обещало уволить отказников от вакцины ещё в январе 2021 года. Даже уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова подтверждала факт массовой дискриминации непривитых сотрудников. Причём зачастую, как в вышеописанных случаях, это инициатива самих работодателей. Никто «Норникель» законодательно не обязывал прививать рабочих.
Закон формально на стороне сотрудников. Роструд уже пояснял, что за отказ от вакцинации нельзя лишить человека премии точно так же, как и отказать в ежегодном отпуске по графику. Отстранить от работы без сохранения зарплаты при наличии обязанности иметь вакцину – можно, а заставлять людей бесплатно работать – нет. Но кого волнуют какие-то законы, если даже сами чиновники их нарушают и подают остальным наглядный пример? Губернатор Ростовской области Василий Голубев пообещал всех непривитых чиновников перевести на удалёнку и лишить стимулирующих выплат и премий. Аналогичные меры применяют и в мэрии Краснодара.
В результате складывается впечатление, что у предпринимателей полностью развязаны руки. Захотят – и уволят за отказ прививаться от гриппа или чрезмерное употребление фастфуда, чтобы сократить число больничных.
Что случилось с работодателями: они обнаглели или загнаны в угол?
Однако есть и другая сторона медали. Бизнес тоже не всегда волен в принятии решений. Как отмечает общественный уполномоченный по вопросам охраны труда г. Москвы Дмитрий Порочкин, всему причина – палочная система и отсутствие адекватной мотивации для предпринимателей.
- У нас в отношении бизнеса всегда действует палочная, принудительная система. Не отправил людей на вакцинацию – получи штраф. Почему не пойти другим путем и не замотивировать предпринимателей к тому, чтобы они отправляли сотрудников на вакцинацию? Почему-то для населения у нас разыгрываются квартиры, машины, деньги, а для бизнеса – только палка. Если, например, бизнес привил 100% сотрудников, то дайте льготу по налогам, по отчислениям в ФСС, в ФОМС. Если мне как предпринимателю удалось убедить своих сотрудников привиться, дайте мне за это какую-то льготу. Почему я должен платить штраф? В прошлом году, когда закрывали на карантин, были мотивационные инструменты поддержки бизнеса в виде того, что списывалась часть кредитов и другие меры, хорошо бы, чтобы сейчас тоже были такие инструменты.
Президент «Лиги защиты пациентов», член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации Александр Саверский считает, что власти зачастую перегибают палку, и предпринимателям следовало бы не идти у них на поводу, а отстаивать свои интересы.
- Работодатели в этой ситуации должны, во-первых, нанимать адвокатов, чтобы торпедировать действия, которые угрожают их работникам, а во-вторых, договориться с профсоюзами, может быть даже нелегально, что те начинают поднимать бучу, а работодатели им просто не мешают и начинают выполнять их требования.
Чем дальше, тем больше придется платить
Страх, непонимание ситуации, обязанность выполнить план – у чиновников может быть масса причин для повышения личной ответственности граждан за своё собственное и общественное здоровье. Депутат, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Федот Тумусов успокаивает и обещает, что дальнейшего распространения порочная практика «кнута» не получит.
- Сейчас мир находится в состоянии войны, когда каждый день люди умирают от ковида, и для того, чтобы войну выиграть, принимаются такие меры, от которых самих по себе ничего хорошего нет. У этих мер только одна цель – спасти в целом страну, чтобы ситуация не стала неуправляемой. Но как только мы победим эту болезнь, я надеюсь, что все будет нормализовано и таких поползновений не будет.
Однако разговоры о персональной ответственности появляются с завидным постоянством. Причём делают заявления совершенно на разном уровне. Заммэра Москвы Анастасия Ракова предлагала ввести материальную ответственность для тех, кто не следит за своим здоровьем, РПЦ вовсе ратуют за то, чтобы вывести аборты из системы ОМС. По мнению врачей, денежная мотивировка может хорошо стимулировать заботу о здоровье. Александр Комаров выступает даже за ввод прямых налогов на медицину:
- Вот эти наши 13% НДФЛ снимаются с работодателя независимо от того, соблюдает он здоровый образ жизни или не соблюдает, проходит диспансеризацию или не проходит, курит/не курит, пьет/не пьёт, занимается спортом или нет. Работодатель вынужден это делать, потому что у нас непрямые налоги. Пациенту абсолютно параллельно на свое здоровье, он говорит - у нас медицина бесплатная. Она бесплатна потому, что работодатели вынуждены платить за пациентов независимо от их образа жизни. А очень хороший пример подает ОСАГО - есть повышающие коэффициенты, с помощью которых страховщики определяют: гоняешь - не проблема, гоняй, но плати больше. Так и в медицинском страховании нужен метод повышающих и понижающих коэффициентов, кнута и пряника.
Ковид создал мощную базу для пересмотра отношения к здоровью и людей, и их работодателей. Очевидно, нарастает тренд на то, что за отказ самостоятельно следить за своим самочувствием российские граждане будут нести все большую ответственность. Скорее всего – рублем. Вопрос только в том, как сильно чиновники будут перегибать палку и объяснять населению как именно мы должны заботиться о собственном здоровье, и насколько рьяно предприниматели и рядовые граждане будут отстаивать при этом свои права, чтобы заботу о здоровье не поглотила забота о госказне.