Posted 22 июня 2021, 06:34
Published 22 июня 2021, 06:34
Modified 7 марта, 13:36
Updated 7 марта, 13:36
Ирина Мишина
Услугами таксистов я пользуюсь не часто. Но тут ситуация сложилась безвыходная: в поликлинике поставили монитор сердечной деятельности и давления, а с этим прибором я, вся в проводах, выглядела примерно как террорист-смертник. До этого услугами такси воспользовалась примерно месяц назад. Теперь же заказы через приложение Яндекс-Такси и Ситимобил неприятно удивили: проехать от Нового Арбата-32 до Славянского бульвара по прямой стоило около 500 рублей. Еще месяц назад стоимость такой поездки не превышала 300 рублей. А проехать вдоль одной улицы от дома 3 до дома 13 стоит теперь… 300 с лишним рублей.
Но не это самое страшное. Водитель, который подвозил меня с Нового Арбата, оказался разговорчивым. Когда я поинтересовалась причиной возросшей стоимости поездок в Ситимобил, сначала услышала поток отборной брани в адрес агрегатора, забирающего 30% прибыли. Потом в адрес московских водителей, создающих аварийные ситуации. Потом опять в адрес агрегатора, по вине которого «чтобы заработать всего-то 70- 80 тысяч», надо «много работать с риском для жизни». Работу водителя таксист приравнял к службе в «горячих точках», заявив, что там он тоже бывал и «может что угодно». Поинтересовавшись моей профессией, труженик кресла и руля почему-то начал хохотать и троллить журналистов настолько, насколько позволял его нехитрый интеллект. В какой-то момент мужчина потерял над собой контроль, перешел к оскорблениям и по-военному приказал мне выйти из такси на полпути. Сложилось стойкое впечатление, что у него приступ нервной болезни. Понимая, что от его услуг Ситимобил не откажется, на всякий случай сообщаю номер машины: В 605 ЕК. Кстати, ни маски, ни перчаток на скандальном труженике баранки от Ситимобил не было. Вопреки требованиям мэрии и Роспотребнадзора.
Мой звонок в отдел контроля качества Ситимобил предсказуемо ни к чему не привел. Сначала Арина, потом Регина из этого отдела ответили, что они могут «принять заявку на уровне подразделения», а потом «направить специалистам для рассмотрения». «Ну, а если авария, или шофер Ситимобил, например, ударит пассажира, оскорбит его?» - поинтересовалась я . – «Мы не разбираемся в таких ситуациях. Мы направляем их описание специалистам», - было мне ответом.
Как известно, ни Яндекс-такси, ни Ситимобил не несут ответственность за безопасность пассажиров. Агрегаторы всего-навсего оказывают «информационные услуги». То есть вы можете просто заказать через приложение машину, водителем которой может оказаться кто угодно. А ЧП по дороге - ваше личное дело. Кстати, в Яндекс-такси есть феерическая опция: водитель может поставить пассажиру оценку, из этих оценок выводят средний балл пассажира, и если он низкий, к вам скорее всего никто ехать на вызов не захочет. То есть если вы не приглянулись таксисту внешне или не поддержали его разговор о «плохих москвичах» или узбекском плове – все, считай, изгой. Вот такой комикс: вы платите, а вам ставят оценку. Но это еще полбеды. В соцсетях можно прочитать массу «ужастиков» про водителей.
Elena Shapovalova : «От этого таксистского беспредела уже давно вся Москва воет: не только хамят и высаживают из такси, но и дерутся, чуть ли не убивают пассажиров. Плюют на корпоративных клиентов и «повышенную комфортность».
Более 750 тысяч просмотров набрала на Youtube недавняя история о том, как таксист избил женщину, которая просто сделала ему замечание.
Дело доходит и до судов. Но редко. Районный суд Санкт-Петербурга в начале года назначил пять суток ареста водителю такси, который при пассажире смотрел порно и занимался самоудовлетворением во время выполнения заказа. Таксист признан виновным в мелком хулиганстве. Ему назначено пять суток административного ареста.
Но малоадекватные водители – не единственный минус такси на сегодня. Многократно возросшая стоимость поездок остается неразрешимой загадкой.
«Загадкой все это кажется только на первый взгляд, - пояснил «НИ» координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.- Тарифы «Яндекс-Такси и Ситимобил выводят при помощи алгоритма «спрос-предложение». Агрегатор знает минимальную стоимость поездки, и если заказов больше, чем таксистов, то стоимость поездки повышается. Она может превышать себестоимость в несколько раз».
Остается вопрос: почему же в последнее время так не хватает таксистов?
«Могу предположить, что сыграли роль несколько факторов: это приказ мэра об обязательной вакцинации, за отсутствие которой грозит штраф с юрлица до 300-т тысяч рублей, а также требование иметь виртуальную кассу, которая также – дело затратное. Помимо 30% с поездки, которые надо отчислять агрегатору, еще и налоги платить. Теперь если водитель выдает чек, с тысячи рублей прибыли, к примеру, он платит 30% агрегатору и еще 6 % как юрлицо, то есть его чистая прибыль составит 640 рублей. Многие бросают сейчас работу в такси, поскольку это невыгодно. Начинают возить грузы, еду или подаются в другой регион, где нет таких жестких правил», - рассказывает Петр Шкуматов.
Что же это за новые правила, благодаря которым число таксистов так резко сократилось?
Что касается требований обязательной вакцинации, их на днях озвучил мэр Москвы Сергей Собянин. Одновременно власти Москвы назвали размер штрафов для бизнеса за невыполнение нормы по вакцинации сотрудников. Для ИП штрафы составят от 30 до 50 тысяч рублей. Для юридических лиц – от 100 до 300 тысяч рублей. В случае причинения вреда здоровью, либо повторного нарушения должностное лицо могут оштрафовать на сумму от 300 до 500 тысяч рублей, юрлицо или ИП – на сумму от 500 тысяч до 1 млн рублей, либо приостановить его работу на срок до 90 дней. Помимо этого за невыполнение требований главного санитарного врача Москвы по вакцинации предусмотрены привлечение к административной ответственности и приостановка деятельности по решению суда.
То есть штраф ценой в стоимость автомобиля или в полную его стоимость вполне может стать для таксиста реальностью. Учитывая, что многие из них имеют в Москве фиктивную регистрацию и не имеют медицинского полиса, перспектива прививки становится туманной. В отличие от перспективы штрафа. Правда, уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов заявил: «Предприниматель не может повлиять на своего сотрудника – взрослого дееспособного человека, кроме как не вполне законной и по-человечески несправедливой угрозой увольнения. Я выступаю только за предупреждения от проверяющих органов, штрафы возможны только в исключительных случаях», – сообщил Титов. Однако, мэрия Москвы оставила эту реплику без внимания.
Что касается кассовых аппаратов, то это требование ФНС, которое должно начать выполняться не позднее 1 июля этого года. Онлайн-касса для такси теперь должна быть в каждом авто, а пассажиру нужно выдавать чек после каждой поездки. Между передачей денежных средств водителю и получением чека должно пройти не больше пяти минут. Согласно регламенту, в момент регистрации кассового аппарата нового типа в ФНС в документации указывается место его установки. Для такси в качестве такого места установки прописывается данные автомобиля (марка, модель и регистрационный номер). Эти же сведения фиксируются и в фискальном чеке. Для установки кассового аппарата таксист должен зарегистрироваться как юридическое лицо с соответствующими налоговыми нагрузками. Что также сокращает его прибыль. Если кассовый аппарат не будет установлен, водителя такси ждут штрафы, и немалые. Для ИП и организаций, предоставляющих услуги по перевозке пассажиров без онлайн-кассы в такси, предусмотрено наказание в виде административного штрафа: для должностных лиц от четверти до половины размера суммы расчета, но не менее 10 тыс. руб.; для юридических лиц и ИП от трех четвертей до полной суммы расчета, но не менее 30 тыс. руб. При повторном нарушении - перевозках без онлайн-кассы - грозит дисквалификация на период 1-2 года для должностных лиц или приостановка деятельности до 90 суток для ИП и юрлиц. Онлайн-касса в такси может быть как физической, так и виртуальной. Но в обоих случаях это сулит дополнительные расходы.
Все это создает предпосылки для массового оттока профессионалов из такси. Их предсказуемо заменят те, кому негде больше работать или нечего больше терять: маргиналы, бывшие заключенные, люди с нестабильной психикой, не способные работать в коллективе. И агрегаторы будут вынуждены с этим мириться. Что касается цен, они при низком качестве услуг будут продолжать расти. И нам снова скажут : «Это рынок».