В передаче «Самый умный подкаст» он рассказал о том, почему современное школьное образование падает в цифровую бездну всеобщего оболванивания и кому это выгодно.
«Я не понимаю, почему мы должны признавать полный провал массового образования в XXI века. …У меня появилась политическая программа.
Если я когда-нибудь на самом деле буду организовывать партию, то я назову её «Партия за образование».
…Речь идёт о решениях для образования России, а не Москвы.
Факты: Москва, средняя зарплата учителя 117 000 рублей. В большинстве школ – ну, по крайней мере, в некотором количестве школ, уже и с бюрократией не всё так страшно, как было.
Москва должна быть полностью вынесена за скобки. В Москве только такая проблема, что детей, в общем, сложно заставить учиться, даже если ты очень хороший учитель с хорошей зарплатой, и профессиональный, и даже если тебя не очень кошмарят, даже если это так, хотя в Москве это тоже далеко не везде, - то у тебя есть класс, в котором сидят разгильдяи, смотрящие в смартфон, ведущие себя плохо, откровенно на тебя плюющие…
В Москве в большинстве школ это так, и есть только отдельные школы, где это совершенно не так. Надо просто понимать, что есть проблема, которая всегда будет, есть школьники, которые просто не готовы учиться. И это отдельная сложная история, как с этим справляться в условиях демократии и свободы, сейчас я это не буду обсуждать.
Сейчас я просто хочу сказать, что зарплата учителя в сельской местности это 15 000 – 20 000 рублей. А бывает и меньше, бывает, в регионах, и 12 000 рублей.
Даже в странах глубокого третьего мира – типа Ирана и Мексики – зарплата учителя значительно, во много раз, превосходит зарплату среднюю вокруг. Нас не обязывает никто поступать именно так.
Но почему-то принято решение, что у наших учителей условия вот такие будут. Кроме того, наши педагоги, как правило, завалены миллионом каких-то отчётов, бумажек, заполнением планов на обучение, сертификатами на какого-то повышения квалификации…
Какое там повышение квалификации, когда у нас уже, наверное, треть позиций учителя уже отсутствует! Четверть была, как я понимаю.
В типичной школе на селе может не хватать учителей четырёх-пяти предметов, а может и половины не хватать. У нас, вообще, есть два болевых пункта: образование и здравоохранение.
Я думаю, кстати, что здравоохранение из-за прошедшей пандемии получит серьёзное рассмотрение своих проблем...
…Так вот: мне пишет парень из села. «Привет, Алексей, дорогой, я подтверждаю всё то, что вы говорите. У меня классный руководитель ведёт физику, химию, физкультуру, английский язык, французский, информатику и природоведение». Это я из головы сейчас беру, но это шесть или семь предметов. Иначе бы в школе этих предметов просто бы не было!
Другое письмо из Крыма, всегда люблю его приводить. «Спасибо огромное за ваши откровенные интервью, действительно, всё так и есть. В нашей школе нет половины учителей по предметным позициям, но…», – теперь внимание! – «в каждом классе стоит экранчик, который полностью готов к использованию, к включению дистанционного образования».
А экранчики-то стоят очень-очень-очень круглую сумму! В программе цифровизации участвуют цифры, начиная с триллионов рублей в год, и выше. И при этом денег на учителя нет! Возникает вопрос: а что вообще происходит? Вот эти экраны стоят, их никто не использует.
С ними умеют работать единицы, в принципе. Они ничего не добавляют никакому ведению уроков, это всё чушь! Это фальшь! Это просто разворовывание народных денег. Всё. По-другому назвать это нельзя. Под «красивой идеей» цифровизации.
Теперь возвращаемся к документам Кузьминова (Ярослав Иванович Кузьминов, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» - прим. «НИ») и компании, и читаем, везде, и на круглых столах слушаем, что всем мы, естественно, понимаем, что никакого возвращения к старому формату, говорят они, быть не может. Это «прошлый день». Никакого образования, в старом смысле, уже не будет. И с этой фразы дальше начинается: «…поэтому мы введём гораздо более дешёвое и эффективное цифровое образование, мы внедрим повсеместно новые технологии…».
То есть ты читаешь текст, в котором написано, что эту область мы убили, убьём и будем убивать, но дальше мы сейчас вам объясним, как сделать вид, что там всё хорошо.
Так вот, первый пункт моей программы образования состоит в том, чтобы отстранить все эти группы экспертов, и институт образования Высшей школы экономики, конкретных лиц – с волчьими билетами! – от каких-либо обсуждений будущего российского образования.
Это первое. Без этого начать ехать поезд не может. Когда в каждом колесе стоит палка – движение невозможно. Вынимаем. Дальше может оказаться, что есть ещё какие-то причины, почему он не едет, но если вы не вынете палки, поезд не поедет точно, это очевидно.
Если у нас позиция в том, что учителя надо зачморить, выгнать из школы и заменить его экраном, - а это ровно сегодняшняя позиция наших начальников – пока эта позиция такая, никакое движение невозможно.
И чем больше раз я скажу это вслух, тем жарче будет поджариваться задница у этих людей. Потому что я теперь уже, в принципе, какое-то влияние имею.
Я просто угрожаю этим господам: переодевайтесь, переобувайтесь, как можно скорее! Иначе мы можем заказать исследование ваших действий за предыдущие тридцать лет.
Целиком видео с участием Алексея Савватеева можно посмотреть здесь.