Posted 11 июня 2021,, 15:06

Published 11 июня 2021,, 15:06

Modified 7 марта, 13:46

Updated 7 марта, 13:46

"Чудесный грузин": антихудожественная самодеятельность на академической сцене

"Чудесный грузин": антихудожественная самодеятельность на академической сцене

11 июня 2021, 15:06
Фото: Соцсети
Никто не посмеет кинуть в меня камень, со словами: не смотрел, но осуждаешь. Смотрел. Вчера пришёл во МХАТ и взглянул на нашумевшего «Чудесного грузина». Это был пресс-показ.

Саша Соколов

До вчерашнего вечера думал, что меня уже ничем не удивишь, не прошибешь, всякое повидал. Но я и предположить не мог, что жанр художественной самодеятельности при заводском Доме культуры, сохранился с советских времен и преспокойненько прописался на академической сцене МХАТ.

Впрочем, безвкусица, представленная вчера на сцене Художественного театра, это анти-художественная самодеятельность.

Бывают творческие удачи, бывают неудачи, бывают и компромиссы, на которые, со вздохом, идут вынужденно. Все бывает. Но, господа! Никто не отменял понятия чести и честности.

Перед тем, как засесть за колонку, я взглянул, что пишут о спектакле сотрудники и приближенные к художественному руководству театра.

Про восторженные и хвалебные оды в адрес спектакля, воспетые Бояковым, промолчу. Иначе, придется анализировать, что это: искреннее заблуждение, глупость, незнание предмета или бессовестное лукавство? Однако, не скрою, Бояков вызывает у меня смешанные чувства, в которых не последнюю роль играет сочувствие. Два с лишним года претерпевать чудовищную травлю со всех сторон, такое выдержит не каждый. Не хотел бы я быть на его месте.

Но вот, что касается окружения: «Большая комедийная актриса Ольга Бузова в спектакле «Чудесный грузин» - пишет некто Борис Антропьев.

Так могут написать сопливые тиктокеры, для которых любой фрик - уже большой артист. Но я никак не ожидал такой сентенции от великовозрастного работника из сферы культуры.

Интересно, когда он это писал, то краснел или стыд остался в прошлом, как остались в прошлом, неизвестные тиктокерам, забытые ныне имена Фаины Раневской, Рины Зеленой, Татьяны Пельтцер, этих действительно больших комедийных актрис?

Неужели не видят, не чувствуют режиссер спектакля Сотириади и худрук театра Бояков, что заламывающая руки, выворачивающая себя наизнанку, кривляющееся безголосое существо - это не игра комедийной актрисы, и даже не пародия Бузовой на саму себя, в чем они усиленно стараются нас убедить. Это чудовищное дурновкусие, сродни демонстрации в цирке несчастных уродцев.

Возможно, что худрук Бояков и не видит, и не чувствует. Но продюсер Бояков конъюнктуру, спрос чует за версту и знает, что на самом низменном, безнравственном, пошлом создаются сегодня успешные проекты и делаются большие деньги.

В этом явленном капустнике ужасно и пошло все, начиная со слабой, посредственной драматургии (автор то ли пьесы, то ли сценария, то ли ни пойми чего - Андрей Назаров) и заканчивая самой постановкой, которую можно охарактеризовать одной фразой - ни Богу свечка, ни черту кочерга.

И находясь на позорном дне, куда грохнулся МХАТ, я бы посоветовал ближайшему окружению и сотрудникам театра не писать хвалебные посты, а промолчать. В данной ситуации - молчание не золото, а алмаз, платина.

То, что «Чудесный грузин» - провал, было, увы, предсказуемо. Как предсказуемо и позорище по имени Бузова.

Но отчего же на спектакль проданы все билеты? Отчего зашкаливают цены? Только ли дело в устроенном Бояковым хайпе, связанном именно с Бузовой? И совпадение ли, что об участии Бузовой в спектакле заявили сразу же после ПМЭФ, где с успехом блеснул еще один фрик, Даня Милохин, принесший своим лицом олигофрена большие дивиденды Сберу?

Известно, что соединить коммерцию и духовность - это все равно, как запрячь в одну упряжку коня и трепетную лань. Эти два понятия - антагонисты. Нет, конечно, были исключения, но как правило в те далекие, доперестроечные времена, когда понятие «бизнес» не вошло в нашу жизнь и было совершенно не знакомо и чуждо широким слоям населения.

В наше время коммерция, бизнес проникли и в театры, которые обязаны отчитываться не художественной ценностью спектаклей, не качеством постановок, а количеством и стоимостью проданных билетов. А еще важен рейтинг, номер строчки в новостных публикациях и искусственно созданная виртуальная шумиха, под коротким названием хайп. В этом и зарыт губительный для русского театра корень зла. Но плетью обуха не перешибешь, а духовными скрепами - существующей коммерческой системы.

Эта система, с которой Бояков безуспешно боролся два года, в результате его победила.

Боякову пришлось наступить на горло собственной песне, задавить в себе носителя духовных скреп и вновь превратиться в дерзкого, талантливого продюсера и успешного хайповщика.

Стоило объявить об участии Бузовой в постановке МХАТ и, вуаля!, все билеты смели подчистую!

Но кто такая Бузова? Откуда она взялась? И почему именно она, апофеоз пошлости, ставшая именем нарицательным, получила приглашение во МХАТ, а не, например, Лера Кудрявцева или Ксения Собчак?

Певица, актриса, дизайнер, телеведущая, блогер, так написано об этом персонаже. Ну, какая она актриса и певица, это я вчера лицезрел, с ужасом. Видимо, такой же и дизайнер. А вот блогер она знатный. Бояков восторженно писал о количестве подписчиков Бузовой - 23 миллиона.

Вот где собака зарыта. Вот они, реалии сегодняшнего дня. Мышь рождает гору, а Сеть раскручивает пустоту. И чем проще, примитивнее, пошлее публикации в Инстаграмме, тем больше подписчиков, растущих в геометрической прогрессии.

Сеть стирает любые границы. В Сети можно писать уничижительные гадости, оскорблять уважаемых известных людей, возвысившись до их недосягаемого в реальной жизни уровня.

Унылую, беспросветную жизнь Сеть заменяет на виртуальную, яркую, волшебную, где серая, безликая дурнушка, посредством фильтров и фотошопа, становится сказочной красавицей, с большим числом подписчиков и, как результат, рекламодателей.

Сеть породила успешных блогеров Бузовых, Милохиных, Ивлевых и... им несть числа. Именно они, выпрыгнувшие из Сети пустоты, и есть герои нашего времени, успешные бизнес-проекты, несущие золотые яйца.

Сеть породила и нас, неожиданно ставших виртуальными, всезнающими политиками, врачами, учёными, министрами, военными специалистами, художниками, артистами, искусствоведами, писателями.

Мы все порождение Сети, мы давно живем в Сети.

Так что же мы так возмущаемся Бузовой? Стоит нажать на клавишу, отключиться от Сети и нет Бузовой! Карета превратится в тыкву, кучер в крысу, а мы в тех, кем и являемся в реальной жизни.

Но мы не нажмем на кнопку, не отключим Сеть.Мы не сдадим завоеванных в Сети позиций.

А если так, то бездарные Бузовы, Дани, фрики Моргенштерны, как внедренный сетевой вирус, продолжат плодиться и размножаться. И это только цветочки. Скоро, на горизонте появятся ягодки. А там и до Апокалипсиса рукой подать.

"