Сергей Баймухаметов
В последние дни мировая пресса заполонена сенсационными сообщениями о якобы доказательствах якобы искусственного, лабораторного происхождения коронавируса. На этом фоне затерялась информация, громко поданная нашими СМИ - о том, что российские ученые оживили ископаемого червяка.
«Сенсация в мире науки. Российские ученые отогрели и воскресили коловраток, которые провели 24 тысячи лет в вечной мерзлоте. Речь идет о древних червях - примитивных, но невероятно живучих. После многолетней заморозки они почти сразу приступили к размножению».
Не надо гадать, какую реакцию вызвала эта весть в социальных сетях. Однако об этом – чуть позже. Сейчас – об актуальной в эти три года теме, происхождения коронавируса.
Создавали штамм коронавируса как бактериологическое оружие, или же он возник спонтанно – в любом случае человек причастен к происшедшему.
«В руках природы вирусы стали очень удобным инструментом проверки человечества на соблюдение многовековых правил взаимоотношений микро- и макромира. Однако, когда эти правила нарушаются, вирусы в ответ «показывают зубы», - предупреждал вирусолог академик Феликс Ершов еще год назад. - Веками происходила притирка человека к вирусам, а вирусов к человеку. В ХХ веке произошел безумный скачок научно-технической цивилизации… Идеалом стало общество потребления. Возникла опасность подавления, деформации и упрощения личности, снижения интеллекта… Человек, считающий себя «царем природы», стал вести себя крайне недальновидно по отношению к окружающим царствам животных и растений».
Профессор Том Джефферсон из Оксфордского университета тоже считает, что коронавирус вовсе не «китайский» и уж тем более не лабораторного происхождения, а существовал всегда, таился, и вышел наружу, как только возникли для него благоприятные условия: «Эти агенты ниоткуда не приходят и не уходят. Они всегда здесь и проявляются, когда что-то провоцирует их на это».
Ученые пока (будем надеяться, что «пока») не разгадали тайны коронавируса. То есть мы до сих пор мало знаем о «чуме XXI века». Если рассуждать на нашем обывательском уровне, то, действительно, какая только зараза ни может возникнуть от бездумной деятельности человека? На память сразу же приходят гигантские острова плавающего мусора в Мировом океане, суммарная площадь которых достигает половины территории Европы. По расчетам ученых, там более 5 триллионов тонн полимеров. Пластик не разлагается, но распадается на мелкие частицы, вплоть до молекулярного уровня. И образует что-то вроде взвеси, которую поедают морские животные и рыбы, принимая ее за планктон…
Биологи из Томского университета обнаружили микропластик в организме рыб, обитающих в нашей Оби. «Наличие в них микропластика позволит оценить масштаб передачи его по пищевым цепочкам», - объясняет заведующая лабораторией промышленной микробиологии Биологического института ТГУ Юлия Франк.
А кто главный, кто на вершине пищевой цепочки? Вот именно. Специалисты из Аризонского университета обнаружили частицы микро- и нанопластика в человеческих органах.
Вернемся к нашим червякам, которые провели 24 тысячи лет в вечной мерзлоте и которых оживили российские ученые. И которые после многовековой заморозки почти сразу приступили к размножению.
В социальных сетях отреагировали сразу же. И – единодушно.
«Люди уже пошутили - заморозьте обратно, мы еще с летучей мышью не разобрались». «Это же очень страшно… и что за гадость в нем может находиться… это похлеще будет несчастной съеденной летучей мыши». «Не принес бы нам какую-нибудь заразу, от которой динозавры вымерли».
Два года назад мы бы на эту информацию не обратили особого внимания. Она бы вызвала лишь удивление: «Надо же!» Возможно, даже одобрение. Так как сопровождается оптимистическим комментарием: «Стало известно, что этот вид червей может вырабатывать некий защитный механизм. Не исключено, что по такому же принципу можно защитить от разрушения ткани человека».
Однако в июне 2021 года, на Третьем году летоисчисления от Короновируса, реакция была однозначной. Испугались.
Вспоминается написанное в 1968 году стихотворение Юрия Кузнецова «Атомная сказка». О нашем национальном герое.
Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад,
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.
Он пошел в направленье полета
По сребристому следу судьбы.
И попал он к лягушке в болото,
За три моря от отчей избы.
- Пригодится на правое дело! –
Положил он лягушку в платок.
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.
В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.
Но ведь ничего не сделаешь. Человеческое любопытство – неостановимо. Тем более – научное. Всеми бедами и всеми достижениями человечество обязано любознательности, ведущей к открытиям в науке. И условных и неусловных «дураков» – в этом процессе не исключить. Как говорил академик Лев Арцимович: «Наука - это любая дисциплина, в которой дураки одного поколения могут пойти дальше той точки, которую достигли гении предыдущего поколения».
Значит, остается одно – контролировать. Насколько это возможно. Например, ядерные исследования находятся пусть и не под абсолютным, но вполне определенным контролем международных организаций. А вот с выбросом мусора – не получается. И мы не знаем, какие процессы происходят в свалках за границами наших городов.