Старейшие в России христианские храмы были построены в Х веке. Они находятся Карачаево-Черкесии — это Шоанинский и Сентинский храмы в Теберде и Нижне-Архызский историко-архитектурный и археологический храмовый комплекс. Там время от времени архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт проводит молебны и службы.
В последний раз, 6 мая 2021 года, Феофилакт совершил Божественную литургию в древнем Георгиевском храме на горе Шоана. На службу, в частности, пришли члены осетинской общины, юнармейцы, казаки, военнослужащие, паломники. Однако такое положение дел не устраивает главу Конгресса карачаевского народа Кады Халкечева и еще нескольких руководителей общественных организаций. Они написали обращение к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с жалобой на главу Пятигорской и Черкесской епархии. Подписанты считают, что Феофилакт, проводя службы в недействующих древних аланских храмах и привлекая к ним военнослужащих, казаков, представителей осетинской общины, «идеологически облекает богослужения в межнациональные и межконфессиональные противопоставления». Кроме того, по их мнению, прихожане уродуют Шоанинский храм — внутри здания копоть от свечей и мусор.
«Данный храм не относится к православным храмам, так как был построен в древнехристианскую эпоху и идеологически функционально был предназначен (в древние времена) для богослужения адептов раннехристианского верования (до разделения церкви на православие и католичество)», — говорится в обращении.
Халкечев и другие общественники считают, что все это способствует разжиганию межнациональной розни на всей территории Северо-Кавказского федерального округа. «Негоже священнику быть причиной обоснованного и справедливого недовольства в местности, в которую он направлен как пастырь, попытками рейдерского захвата чужой собственности», — уверены они, добавляя, что аланские храмы не находятся в ведении Русской православной церкви.
В связи с вышеизложенным Конгресс карачаевского народа намерен установить народный контроль из добровольцев над древними аланскими храмами — если Феофилакт не прекратит проводить там богослужения. Также общественники грозят обратиться к президенту России Владимиру Путину и епископ Константинопольского патриархата Варфоломею I. Они предлагают отправить Феофилакта в Магадан для восстановления там приходов, церквей и православного духа, сообщает NewsTracker.
Тем временем, пятигорская епархия не получала претензий ни от Конгресса карачаевского народа, ни от правительства Карачаево-Черкессии. «Богослужения в древних храмах совершаются с 1989 года в соответствии с действующим законодательством и обязательно с разрешения ответственных представителей собственника, которым является КЧР», — пояснили там.
Пресс-секретарь Пятигорской и Черкесской епархии протоиерей Михаил Самохин заострил внимание на том, что древние аланские храмы не могут считаться ни «доправославными», ни «дохристианскими». Они, по его словам, являются достоянием мирового христианства и святыней для всех верующих. «Святыни мирового уровня не могут быть приватизированы», — заявил Самохин, добавив, что денег на реконструкцию храмов нет ни у властей, ни у епархии.
О том, что туристы часто возмущаются плохим состоянием древних храмов, NewsTracker рассказала экскурсовод Инна Очкасова. Она считает, что для наведения порядка не хватает политической воли, поэтому чтобы сделать ремонт — объекты необходимо передать в ведение РПЦ.
Другого мнения придерживается религиовед Олег Петренко. «Храмы до сих пор разрисованы граффити 70-летней давности, в них проваливаются полы, и никто не беспокоился об этом. […] РПЦ передавать храмы не стоит. Есть смысл сделать их федеральной собственностью, чтобы провести максимальное исследование экспертами с последующей реставрацией», — отметил он.
По словам Петренко, передача объектов в федеральную собственность поспособствует и потере интереса к ним местных элит, которые постоянно подогревают ситуацию, чтобы завладеть «лакомым кусочком». Религиовед напомнил, что потомками алан себя считают, в том числе, осетины и карачаево-балкарцы. «Поэтому некоторым представителям карачаево-балкарского народа кажется, что, если в аланских храмах будут вестись христианские службы, это „сыграет на руку“ осетинам в этом споре», — пояснил он.
«Сейчас главное донести до людей, особенно до молодежи, как карачаевской, так и осетинской, как мусульманской, так и христианской, что влиятельные силы хотят заполучить финансовые потоки и сделать их разменной монетой в этой игре», — добавил религиовед.