Posted 8 июня 2021,, 12:12

Published 8 июня 2021,, 12:12

Российские ученые оживили животное, проведшее 24 000 лет в вечной мерзлоте

8 июня 2021, 12:12
Фото: Michael Plewka
Червеобразное существо длиной менее четверти миллиметра, обнаруженное в районе сибирской реки Алазеи, после размораживания ест и размножается.

Крошечное животное под названием коловратка возродилось к жизни после того, как 24 000 лет провело в условиях вечной мерзлоты, пишет NewScientist. Простейшие организмы, например бактерии, способны выживать с таких условиях тысячелетиями, а черви-нематоды вернулись к жизни после 30 000 лет «заморозки». Однако это первый случай реанимации столь крупной коловратки, животного с нервной системой и мозгом. Об успешном эксперименте сообщили в публикации в журнале Current Biology сотрудники Пущинского научного центра биологических исследований РАН.

В 2015 году ученые пробурили скважину в вечной мерзлоте в районе реки Алазея, что на северо-востоке Сибири, в Якутии, и нашли там коловратку – едва заметный невооруженным глазом червеобразный организм, который причисляют к «живой пыли». Когда исследователи разморозили животное и дали ему пищу, коловратка показала активность и способность размножаться: такие коловратки Bdelloidea способны клонировать себя без сексуального партнера.

Ученые считают, что открыли новый вид. Секвенировав геном, они обнаружили, что обнаруженное существо похоже на один из известных видов, подвиды которого не были должным образом идентифицированы.

Используя масс-спектрометрию, исследователи датировали органические остатки, которые были найдены вместе с коловраткой. Им оказалось от 23 960 до 24 485 лет. Это говорит о том, что коловратка была заморожена в то же время.

Вероятно, современные коловратки также обладают способностью выживать в замороженном состоянии. Ученые заморозили несколько особей разных современных видов, а также некоторых отпрысков древней коловратки при температуре -15°C, и через неделю все они показали одинаковую устойчивость к замораживанию.

По словам исследователей, непонятно, как коловраткам это удается. Известно, что морозоустойчивые организмы имеют множество механизмов выживания, но все они на удивление плохо изучены. Также неясно, как долго коловратки и другие морозоустойчивые животные способны выживать в вечной мерзлоте. Это зависит от того, останавливается ли при этом их метаболизм полностью или просто сильно замедляется. Если верно первое, то теоретически коловратки способны жить гораздо дольше 24 000 лет – срок зависит только от окружающей радиации, которая должна медленно повреждать их ДНК. Но если метаболизм лишь замедляется, то рано или поздно животным потребуется источник энергии – пища, чтобы продолжать двигаться.