Posted 7 июня 2021, 13:06
Published 7 июня 2021, 13:06
Modified 7 марта, 13:51
Updated 7 марта, 13:51
Как рассказал Кузьминов в беседе с журналистами на Петербургском международном экономическом форуме, борьбу с бедностью надо начинать со школьной скамьи.
Если у родителей отстающих детей нет денег, то такие выпускники выходят в мир в состоянии образовательной неуспешности, которая трансформируется в неуспешность экономическую, и государству приходится содержать этих людей. Сейчас, по его словам, проблема образовательной неуспешности в России стоит очень остро: в каждом классе до трети детей учатся неудовлетворительно.
«Что означает доля неуспевающих в школе в 20-30%? Что детей выпустят с плохим знанием математики или русского языка, что трансформируется уже в экономическую неуспешность, в необходимость для общества в той или иной степени этих своих граждан содержать — за счет доходов от успешных работников», — цитируют «Известия» заявление ректор ВШЭ.
Средний уровень образовательной неуспешности в России, по данным Кузьминова, — порядка 25%. Этот показатель близок к показателям Бразилии и Индии.
«Но эти страны — трудоизбыточны, у них традиционно высокая безработица. Для России же, где 10% рынка труда закрыты мигрантами, образно говоря, каждый активный гражданин на счету. Нам надо срочно начинать системную работу в этом направлении», — считает ректор.
Он добавил, что в Европе, и особенно — в Скандинавии образовательную неуспешность свели к 10%.
«России нельзя отставать», — убежден Кузьминов.
Он пояснил, что в Финляндии это достигается дополнительными усилиями, в том числе — введением новых ставок педагогов. Там фактически два учителя на класс, один из которых занимается как раз сложными случаями, подтягивает тех, кому тяжело дается предмет. Кузьминов признал, что это очень дорогой метод — Финляндия тратит на образование 8% ВВП, в то время как РФ — 3,5% ВВП.
Чтобы эффективнее бороться с бедностью, необходимо выделять дополнительные «выравнивающие» гранты школам, где учится много детей из бедных семей. Сейчас Минобразования уже начинает реализацию специальной программы по поддержке таких школ, показывающих низкие образовательные итоги.
Министерство образования уже начало программу поддержки школ с низкими результатами, добавил ректор ВШЭ. Кроме того, Кузьминов убежден, что необходимо повысить зарплату рядовых учителей, особенно в регионах — с тем, чтобы работа в школе стала более престижной, и на учительские должности можно было привлекать больше творчески одаренных студентов.