Виктория Павлова
Сейчас подобный рейтинг актуален, как никогда. Агентство Moody’s подтвердило рейтинг России на уровне Ваа3 (это предпоследняя ступень инвестиционной категории), а заодно спрогнозировало долгосрочную стагнацию и низкий уровень инвестиционной активности из-за возможного расширения санкционного давления, запрета на поставки технологий, коррупции и прочих неприятностей. Тут уж властям каждого региона необходимо показать всё, на что они способны. Национальный рейтинг от Агентства стратегических инициатив мог бы стимулировать конкуренцию среди регионов и помочь инвесторам определиться, куда лучше вкладывать свои деньги. Но у «Новых Известий» возникло немало вопросов к результатам этого рейтинга и методике оценки инвестиционной привлекательности субъектов РФ.
На первом месте рейтинга оказалась Москва. Здесь ничего удивительного. Столичные власти могут ничего не делать, но всё равно и люди, и бизнес стремятся сюда – здесь больше всего возможностей, больше всего связей с нужными людьми, самый большой спрос на товары и услуги. На втором месте уже традиционно (с 2019 года) располагается Татарстан. Это тоже не новость: республика нередко становится испытательным полигоном для отработки новых технологий и приёмов, там построили Иннополис, есть нефть и деньги на реализацию инфраструктурных проектов. Замыкает тройку Тюменская область, которая в прошлом году не входила даже в топ-30 регионов. Подобный взлёт иначе, как чудом не назвать: главный научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич недавно отмечала, что инвестиции в регион за период 2013-2019 годов сократились на 11%, а в 2020 году просели ещё на 9%. Хотя до этого Тюменская область была в самом топе: на 3 месте в 2019 году, в 2018 году – на 1 месте, а в 2017 году – на 6 месте.
Стремительные взлёты и падения вообще очень свойственны этому инвестиционному рейтингу: сейчас на 5 месте оказалась Башкирия. Весьма удивительно на фоне прошлогоднего госзахвата Башкирской содовой компании. Это было самое громкое после Юкоса изъятие собственности в России. На инвесторов подобные дела обычно действуют, как красный сигнал светофора – никто не хочет работать в таких непредсказуемых условиях. Но непредсказуемые перемещения по таблице рейтинга – привычное дело для рейтинга АСИ. Так в 2017 году, например, Чувашия обогнала Москву, Московскую область, Тюменскую область и Калужскую область, которая смогла привлечь производителей автомобилей, их компонентов и бытовой техники, и оказалась на 2 месте рейтинга. Хотя изменение инвестиционной привлекательности – дело совсем не быстрое. Оно требует пересмотра многих бюрократических процессов, цифровизации, разработки и внедрения программ поддержки, строительства инфраструктуры, не говоря уже об изменении самого отношения чиновников к инвесторам.
В чем причины таких резких скачков, которые не всегда гармонируют с окружающей действительностью? Посмотрим на методику оценки. Объективные численные показатели у АСИ оказались не в приоритете. Большинство баллов начисляется на основе экспертных оценок и опросов предпринимателей. Утверждённая методика показывает, что 27 параметров основываются на опросах, 4 показателя – на экспертных оценках, и только 7 показателей – на официальных и объективных статистических данных. Результаты опросов, как прекрасно видно из открытых социологических исследований, могут быть интерпретированы с точностью до наоборот. Так на прошлой неделе ВЦИОМ сделал выводы о том, что более половины россиян готовы платить повышенные налоги, хотя формулировка вопросов «Налоги могут быть и высокими, лишь бы бедные люди могли получать от государства больше поддержки в виде бесплатных услуг (образования, здравоохранения, безопасности и другого)» может говорить о том, что люди желают получать больше поддержки от государства. Тем более что 24,6% населения, по оценке FinExpertiza, получают менее 60% от национального медианного располагаемого дохода и попадают в категорию бедных по международной классификации. Да и сам медианный доход невелик – порядка 27 тыс рублей в месяц.
Вернемся к рейтингу АСИ. Вопрос простой: «а судьи кто»? Экспертный совет состоит в первую очередь из представителей окологосударственных организаций: «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленная палата РФ, «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей, Российский фонд прямых инвестиций, Министерство экономического развития, ВЭБ.РФ, РАНХиГС, The Boston Consulting Group (были замечены в представлении интересов московских властей вопреки интересам населения) и других. Реальный бизнес оказывается в стороне.
Получается, что рейтинг носит сугубо субъективный характер, а доля объективных показателей, которые можно проверить, сведена к минимуму. Более того, из официальных публикаций невозможно даже узнать, на основе каких же показателей выстрелил тот или иной регион. Всё это больше похоже на большую PR-акцию отдельных глав областей и республик. Остается только надеяться, что не очень дорогую и не за бюджетный счет. Верится? Нам тоже не очень...