Posted 4 июня 2021, 16:36
Published 4 июня 2021, 16:36
Modified 7 марта, 13:53
Updated 7 марта, 13:53
Виктория Павлова
Частный капитал Роскосмосу нужен, чтобы «разделить зоны ответственности» и коммерциализировать космос. Своевременное замечание: хотя 50% россиян, согласно опросам Ромир, всё ещё считают свою страну космической державой, но по факту это, скорее, иллюзия. На Россию приходится лишь 1,5% от глобального рынка космических услуг объёмом в 318,6 млрд евро. Такова оценка академика Российской академии космонавтики имени Циолковского Сергея Баскова.
Еще совсем недавно все было иначе: в 2017 году Роскосмос планировал увеличить долю на глобальном рынке с 4,8% до 5,5% к 2020 году, к 2025 довести её до 8,3%, а к 2030 – достичь 9,5%. Но почему-то обещания построить новые ракеты и лунную базу не помогают достижению амбициозных целей. Космические услуги – это не только пуски ракет-носителей. Это и строительство различных спутников, и оказание услуг наблюдения за земной поверхностью, и оказание услуг космической связи. Посмотрим, чем здесь Роскосмос может похвастаться.
У нас есть спутники серии «Электро-Л», осуществляющие наблюдение земной поверхности. Снимки с этих спутников может скачать любой желающий. Но есть нюанс: это геостационарные спутники гидрометеоролического наблюдения, представляющие интерес только для узкого круга экспертов. Для широкого круга прикладных задач специалисты разных отраслей от аграриев и экологов до энергетиков и представителей нефтегазового компдекса пользуются услугами зарубежных компаний. Так, например, последствия утечки углеводородов в Обь с «СибурТюменьГаза» в марте этого года исследовались по мультиспектральным снимкам со спутника «Sentinel-2» европейского проекта мониторинга за земной поверхностью «Copernicus». Ближе к этим задачам снимки с российского спутника «Ресурс-П», но они используются в основном для верификации снимков «Sentinel-2»: одного видимого диапазона не хватает для анализа информации.
В плане стремительно развивающейся космической связи мы тоже идём своим путём. SpaceX осуществила уже 28 пусков ракет со спутниками StarLink, обеспечивающих высокоскоростной доступ к Интернету. На орбите уже находится 1675 подобных спутников, и система функционирует: ею уже начинают пользоваться не только в США, но и в Европе. У нас с космодрома Восточный было совершено несколько пусков ракет со спутниками OneWeb. Но нужно понимать, что в данном случае Роскосмос осуществляет только запуск ракеты. Вся система космического интернета зарубежная. Зато часто мы слышим про отечественные спутники «Гонец-М». Но, к сожалению, это совсем не то, что StarLink или OneWeb. «Гонец-М» — это переработанный «Гонец-Д», который в свою очередь представляет конверсию системы спецсвязи «Стрела-3», которую начали разрабатывать в далёком 1989 году. Для функционирования системы достаточно 12 спутников, а к 2025 году Роскосмос обещает построить ещё 5 экземпляров. И эта система способна передавать только текстовые сообщения либо на электронную почту, либо на мобильные телефоны. Увы, но с такими возможностями все сезоны «Игры престолов» в высоком разрешении не посмотреть.
К тому, кто будет в партнёрах у Роскосмоса, тоже вопросов не меньше. Формально, сотрудничество с частниками уже имеется. Например, 1 сентября прошлого года «Роскосмос» подписал соглашение о строительстве транспортного космического корабля с частной фирмой «Многоразовые транспортные космические системы», созданной экс-гендиректором «S7 Space» Сергеем Соповым. Звучит хорошо. Только опыта работы у МТКС нет – компания была создана в мае 2019 года с уставным капиталом всего лишь в 400 тыс рублей. Зато располагается в Королеве, а её гендиректор Дмитрий Кахно заодно возглавляет «Энергия-Лоджистикс», принадлежащую роскосмовской РКК «Энергия». Все свои. Ну просто так совпало...
А вот у других частников дела идут совсем не так гладко. «Даурия аэроспейс» разрабатывала спутники для наблюдения за Землёй, но работать они так и не начали – по одной из версий из-за сбоя в работе роскосмовского разгонного блока. Но госкорпорация проблему не признала и создавать комиссию для выявления причин аварии не стала. Зато подала иск в суд на 274,1 млн рублей. Для «Даурии» это означало лишь одно – банкротство. «Лин Индастриал» из-за невозможности получить доступ к испытательным полигонам был вынужден испытывать свой ракетный двигатель в условиях городской промзоны в московских Печатниках. Авария в таких неподходящих условиях сильно осложнила дальнейшее развитие проекта. А совсем недавно, в апреле 2021 года, закрылась компания «КосмоКурс», которая готовилась к суборбитальным туристическим полётам. Но всё уперлось в невозможность получить разрешение на строительство стартовой площадки в Нижегородской области.
Пока выходит, что если частник не имеет тесных связей с топ-менеджерами предприятий Роскосмоса, то шансов на успешную реализацию проектов практически нет. Зато для людей приближенных все двери открыты. Но такое ли сотрудничество необходимо для успешной конкуренции на мировом рынке?