Построенное как сухогруз еще в 1934 году, в 1961 году оно было переоборудовано в плавучую базу для перезарядки реакторов атомных ледоколов, и в первую очередь легендарного атомного ледокола «Ленин».
Позже, во время сильного шторма в хранилища ядерного топлива попало большое количество воды, и «Лепсе» начал страшно «фонить».
«Я начинал свою работу в гражданском атомном флоте в 1974 году именно с этого судна. И отлично помню, что, когда начал измерять радиоактивность охлаждающей воды в хранилище, то сильно удивился показаниям прибора, таких величин мне еще не приходилось встречать – близко к одному Кюри на литр, это в 100 000 раз больше, чем радиоактивность теплоносителя первого контура реактора атомного ледокола при штатной работе», – рассказал Андрей Золотков, который руководит атомным проектом норвежской организации «Беллона» в Мурманске.
Представители этой организации узнали о проблема только в начале 1990-х годов, и постарались привлечь к ее решению другие страны, поскольку у России не было на это в ту пору ни средств, ни технологий. И вот наконец, по истечении 30 лет, все благополучно разрешилось.