Posted 1 июня 2021, 07:28
Published 1 июня 2021, 07:28
Modified 7 марта, 13:59
Updated 7 марта, 13:59
Мемориальная часовня рода Медичи при флорентийской церкви Сан-Лоренцо украшена скульптурами, которые считаются одними из самых грандиозных творений Микеланджело Буонарроти. Мастер работал над ними 15 лет, создав за это время мраморные фигуры для надгробий рано умерших герцога Немурского Джулиано и герцога Урбинского Лоренцо, аллегорические фигуры Дня, Ночи, Утра и Вечера, Мальчика на коленях, Мадонну с младенцем.
Но уже в конце того же XVI века на саркофагах стали появляться пятна, мрамор потускнел. Осенью прошлого года, когда в Италии все музеи были заперты для посетителей, ученые и реставраторы провели эксперимент. Они нанесли на надгробия гель с поедающими загрязнения микробами, превратив часовню в своеобразный шведский стол. Об этом пишет The New York Times.
Капеллу реставрировали не раз. Последняя реставрация продолжалась почти десятилетие, в результате удалось очистить стены, попорченные вековой сыростью и отпечатками рук, и обнаружить повреждения от слепков и железных щеток, используемых для удаления масла и воска. Однако самые стойкие загрязнения не поддались. И чем чище становилась часовня, тем сильнее выделялось бельмо на глазу – саркофаг герцога Урбинского Лоренцо. Ученые считают, что невольным виновником этого стал его сын, Алессандро Медичи – недоброй памяти правитель Флоренции, которого убил его кузен Лоренцаччо. Судя по всему, Алессандро похоронили наспех, не потрудившись извлечь внутренности: в хрониках сказано, что тело завернули в ковер и бросили в гробницу отца, герцога Урбинского. В последующие века следы разложения расползлись пятнами по надгробию и деформировали мрамор.
Пять лет назад один из реставраторов, работавших над восстановлением капеллы, принял участие в конференции, на которой биологи рассказывали об очищении произведений искусства с помощью бактерий. К тому времени итальянские ученые уже опробовали этот метод в палаццо Фарнезе в Риме: штаммы, выделенные из шахтных дренажных вод на Сардинии, устранили коррозионные пятна на каррарском мраморе и очистили от следов смолы знаменитые фрески Аннибале Карраччи. Поэтому, когда пришло время чистить шедевры Микеланджело в капелле Медичи, реставраторы и музейщики привлекли ту же команду биологов.
Ученые провели инфракрасную спектроскопию и выявили на скульптурах и надгробиях кальцит, силикат и органические соединения. Затем из коллекции в почти 1000 штаммов, которые обычно используются для поедания разлившейся нефти, биологи выбрали восемь самых подходящих для каррарского мрамора видов бактерий. Реставраторы протестировали их на небольшом участке, все оказались эффективными и безопасными – и для здоровья людей, и для произведений искусства.
Сначала бактерии были выпущены на гробницу Джулиано, герцога Немурского, которая украшена аллегорическими скульптурами Дня и Ночи. Реставраторы «вымыли» им волосы с помощью Pseudomonas stutzeri CONC11 – бактерии, выделенной из отходов кожевенного завода близ Неаполя, а затем очистили уши Rhodococcus sp. ZCONT – штаммом, обнаруженным в загрязненной дизельным топливом почве в Казерте. Для лиц использовали ксантановую камедь, ингредиент, получаемый из бактерий Xanthomonas campestris. Для саркофага герцога Урбинского Лоренцо использовали гель с бактериями SH7, полученными из почвы, загрязненной тяжелыми металлами на месторождении полезных ископаемых на Сардинии. Подобным образом были очищены и другие объекты капеллы, в том числе надгробие покровителя Ренессанса Лоренцо Великолепного, который похоронен под скромным алтарем, украшенным Мадонной с младенцем.
Сейчас капелла Медичи вновь открыта для туристов, и скульптуры Микеланджело можно видеть в том же первозданном сиянии, что и 500 лет назад.