В 2020 году на 37,3% возросло количество жалоб пациентов на работу медиков

31 мая 2021, 14:02
Согласно данным Росздравнадзора в 2020 году в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности было проведено более 8000 проверок, при этом почти 96 % из них были внеплановыми - по обращениям граждан.

В результате проведенных контрольно-надзорных мероприятий лишь в 9% случаев подтвердился факт нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья.

Стоит отметить, что одной из причин роста обращений в надзорные органы считают повышение нагрузки на систему здравоохранения из-за пандемии Covid-19.

Данные Росздравнадзора наглядно демонстрируют, что большинство обращений становятся результатом недопонимания между врачом и пациентом. Последующие проверки лишь усложняют работу медицинских сотрудников, при этом только в одном из десяти случаев подтверждается факт нарушения со стороны медработника.

В зависимости от типа правонарушения медицинские работники могут понести уголовную, гражданско-правовую, административную или дисциплинарную ответственность.

Сегодня жалобы на работу медиков могут поступать не только в медицинские организации, но и в страховые компании, фонды обязательного медицинского страхования, федеральное или региональные министерства здравоохранения, Росздравнадзор, правоохранительные органы, прокуратуру. При этом единой базы обращений и результатов их рассмотрений не существует – каждое ведомство ведёт собственную статистику.

Крайне неприятным и часто неожиданным обстоятельством для медицинских работников является возбуждение уголовного дела. Чаще всего медики не готовы к такому повороту событий и не знают, как вести себя в этой ситуации, как защищать себя, используя свои права, не имеют понятия о процессе расследования, потому остаются в неведении и тревожном ожидании.

Далеко не все возбуждаемые уголовные дела в отношении медицинских работников придаются общественной огласке. Да и информация о них в СМИ зачастую распространяется "односторонне", фрагментарно, как правило, со стороны несведущих лиц, поэтому сильно искажает действительность.

Многих жалоб можно избежать, если вовремя распознать зарождающийся серьезный конфликт с пациентом или его представителями. Особенно важна юридическая грамотность врачей. Практика показывает, что знание условий и оснований для привлечения медицинских работников к уголовной ответственности, понимание процесса расследования, правил проведения и роли в доказывании судебно-медицинской экспертизы помогает существенно минимизировать профессиональные риски в медицине.

Татьяна Петрова, старший преподаватель кафедры инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, подполковник юстиции, следователь по особо важным делам отдела по расследованию ятрогенных преступлений СК РФ отмечает:

«Обращение в Следственный комитет России пациентов и их родственников не редкость. Безусловно, не всегда речь идет о незаконных действиях медицинских работников, но тщательная проверка фактов необходима в любом случае. Расследование усложняется недостаточным нормативным регулированием медицинской деятельности, неоднозначностью оценки правильности действий медиков и связи с исходом. Иногда оно затягивается на годы…

Решающую роль играет результат проведенной судебно-медицинской экспертизы дефектов оказания медицинской помощи. За десятилетие работы мы накопили большую базу знаний о поводах обращений в правоохранительные органы, о том, как получать и правильно использовать доказательства, а также сформировали статистику наиболее распространенных медицинских ошибок, которые становятся предметом расследования, причин их возникновения.

Мы всегда готовы поделиться накопленными знаниями и опытом на наших образовательных мероприятиях, которые проводим на базе Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России».

#Общество #Новости #Здравоохранение #Медицинская помощь #Врачи #Россияне #Здоровье #Россия #Росздравнадзор #Пандемия #Врачи и пациенты #Коронавирус #Медицина
Подпишитесь